Найти в Дзене
Онлайн-Журнал ARThope

Великолепные интерьеры собора Св. Павла в Лондоне

В Кафедральном соборе св. Павла интересно все: его собственная история, особенности архитектурного решения, сосуществование с Лондоном. И все это заставляет сделать вывод: Собор — Химера. Не чудовищное сочетание разнородного, а чудо. в котором разнородное определяет его исключительную художественность. Англиканский собор, посвящённый апостолу Павлу находится в центре Лондона на вершине холма Ладгейт-Хилл - самой высокой точки Сити.
В Кафедральном соборе св. Павла который является резиденцией епископа Лондона интересно все: его собственная история, особенности архитектурного решения, сосуществование с Лондоном. Всего известно пять соборов святого Павла. Первый из них, деревянный, был построен в 604 году и сгорел в 675 году. В 685 году был возведён каменный собор, разрушенный викингами во время очередного набега на Лондон в 961 году. На следующий год был построен новый каменный собор, погибший во время лондонского пожара 1087 года. Четвёртый, также каменный (известный как Старый Сент-По

В Кафедральном соборе св. Павла интересно все: его собственная история, особенности архитектурного решения, сосуществование с Лондоном. И все это заставляет сделать вывод: Собор — Химера. Не чудовищное сочетание разнородного, а чудо. в котором разнородное определяет его исключительную художественность.

Собора Св. Павла в Лондоне
Собора Св. Павла в Лондоне

Собора Св. Павла в Лондоне
Собора Св. Павла в Лондоне

Англиканский собор, посвящённый апостолу Павлу находится в центре Лондона на вершине холма Ладгейт-Хилл - самой высокой точки Сити.
В Кафедральном соборе св. Павла который является резиденцией епископа Лондона интересно все: его собственная история, особенности архитектурного решения, сосуществование с Лондоном.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710 План собора в уровне пола
Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710 План собора в уровне пола

Всего известно пять соборов святого Павла. Первый из них, деревянный, был построен в 604 году и сгорел в 675 году. В 685 году был возведён каменный собор, разрушенный викингами во время очередного набега на Лондон в 961 году. На следующий год был построен новый каменный собор, погибший во время лондонского пожара 1087 года. Четвёртый, также каменный (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара), был заложен в 1086 году и освящён в 1240 году. Это был один из крупнейших соборов Европы того времени: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 году во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти всё же приняли решение о строительстве на его месте нового здания. Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Работы были начаты в 1675 году и завершены в 1708 году.

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года. До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонён практически сразу — видимо, властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонён как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утверждён, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Купол собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Итак, давайте перейдем к интерьеру собора!

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710 Западный портал — главный вход в собор. Купель работы Френсиса Бёрда
Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710 Западный портал — главный вход в собор. Купель работы Френсиса Бёрда

У этого портала декан с советом каноников и епископ приветствуют коронованных особ и лорд-мэра Лондона. Остальные посетители входят через соседние — северо-западные и юго-западные двери.

Купель в форме классической вазы выполнена в начале XVIII века Френсисом Бёрдом — автором скульптурной группы в западном же фронтоне главного портика собора. Крышка купели сейчас хранится отдельно, чтобы было удобнее во время крещений, когда новые христиане символически омываются водой в знак посвящения их жизни Христу.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Интерьер нефа в направлении от западного входа в сторону востока, по которому последовательно раскрываются подкупольное пространство, хоры и алтарь.
Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Интерьер нефа в направлении от западного входа в сторону востока, по которому последовательно раскрываются подкупольное пространство, хоры и алтарь.
Слово «неф» происходит от латинского «navis», что значит корабль. Этот длинный неф должен вмещать большие литургические процессии, когда священники и хор идут к алтарю. Это происходит и сейчас, в каждое воскресное утро и во время специальных служб.

Согласно церковным представлениям, «неф представляет собой проход, символизирующий путь, которым мы идем в нашей жизни и наш духовный путь к Богу, даровавшему нам эту жизнь».

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Подкупольное пространство в месте пересечения нефа с трансептом. Вид на северо-восток
Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Подкупольное пространство в месте пересечения нефа с трансептом. Вид на северо-восток

Пространство под куполом — средокрестие в объемно-планировочном решении собора — используется как место проведения главных служб. Оно оборудовано помостом, приподнятым над полом на три ступени, деревянным столом алтаря, подсвечниками и аналоями. Рядом установлена кафедра проповедника. Здесь прихожане принимают причастие, что является главным актом в богослужении по христианской традиции.

Аналои здесь — высокие подставки с покатым верхом, на которые кладутся богослужебные книги или иконы.
Причастие — присоединение к чему либо, становление частью этого. Здесь «причащение» — вкушение христианами по заповеди Иисуса Христа Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Согласно англиканской вере, в причащении происходит реальное соединение верующего со Христом во всей полноте Его Божества и человечества.

Приглядитесь к мозаичным изображениям в конхах: они будут укрупнены на следующих страницах альбома.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Мозаики подкупольного пространства. Уильям Блейк Ричмонд. 1898-1901
Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Мозаики подкупольного пространства. Уильям Блейк Ричмонд. 1898-1901

Мозаика Уильяма Блейка Ричмонда, изображающая Распятие в виде Древа Жизни, из корней которого текут жизненные соки, утверждая благотворность страданий Христа.

Сэр Уильям Блейк Ричмонд (1842-1921) — английский художник и декоратор, родился в Лондоне. Его отец — Джордж Ричмонд (1809-1896) — был известным художником-портретистом.

Членам комиссии англиканской церкви декор показался чрезмерно-роскошным. Долго шедевр Рена выглядел холодным мавзолеем. Мозаиками начали украшать собор в правление королевы Виктории, пожелавшей смягчить суровость Кафедрального собора Лондона.

Кафедральный собор Святого Павла
Кафедральный собор Святого Павла

Ортогональная проекция внутреннего, сферического купола, открытого для обозрения изнутри здания. Монохромные росписи сэра Джеймса Торнхилла представляют сцены из жизни Св. Павла. В центре купола — световое отверстие, ведущее к световому барабанчику, венчающему наружный купол собора.

Кафедральный собор Святого Павла
Кафедральный собор Святого Павла
Кафедральный собор Святого Павла
Кафедральный собор Святого Павла

За подкупольным пространством располагаются Хоры — традиционное место музыкального сопровождения церковных служб. Блестящие мозаики хоров и находящийся рядом главный алтарь придают ощущениям кульминационную ноту вдохновения духа и радости. Это — святая святых, ибо на Хорах находится главный алтарь, символизирующий Ковчег Завета и дарохранительницу в Иерусалимском храме.