Археологи исследовали место паломничества ранних христиан, которое те считали гробницей женщины, присутствовавшей при рождении Иисуса. Но вот существовала ли эта повитуха на самом деле — большой вопрос.
Специалисты Израильского управления древностей завершили раскопки так называемой гробницы Саломеи — пещеры, которая находится недалеко от древнего города Лахиш, примерно в 50 километрах от Иерусалима. Нашли ее мародеры еще 40 лет назад. А в 1984 году начались раскопки.
Две тысячи с лишним лет назад эта пещера была усыпальницей богатой еврейской семьи. Она состоит из отдельных камер, в стенах которых вырублены погребальные ниши. Скорее всего, усыпальницу грабили еще в древности, так как оссуарии (каменные ящики) разбиты, все скелеты потревожены, сброшены со своих мест.
Стены и полы украшены символической резьбой в виде розеток, гранатов и ваз. Кроме того, в передней части пещеры выделен участок площадью 350 метров, окруженный каменными стенами, которые тоже обильно украшены, а пол покрыт мозаикой.
Археологи полагают, что это гробница семьи, обладавшей высоким статусом в период Второго Храма (516 год до нашей эры — 70 год нашей эры). То есть находка интересная, но не самая редкая. В этом году исследователи обнаружили, помимо древнееврейских захоронений, явные следы присутствия людей ранневизантийского периода — примерно V век и далее.
В это время пещеру начинают посещать христианские паломники. Археологи нашли в гробнице сотни глиняных масляных ламп, которые традиционно связывают с пилигримами. Кроме того, на стенах пещеры остались надписи, вырезанные верующими. Судя по ним, к пещере приходили люди из Византии, Сирии, Каппадокии. Некоторые надписи сделаны на арабском. Что же привлекло христианских паломников в усыпальнице богатых евреев?
Судя по надписям, они считали эту пещеру местом, где похоронена некая Саломея — повитуха, присутствовавшая при рождении Христа. Сегодня Саломея практически неизвестна западным христианам, но она почиталась ранними христианами и изображена в качестве повитухи Иисуса на многих православных иконах.
Проблема в том, что история о повитухе Саломее рассказана в Евангелии от Иакова. А это Евангелие — апокриф, то есть его подлинность вызывает сомнения, и оно не фигурирует в Новом Завете. Вообще, апокрифы получили большое распространение именно в ранневизантийский период.
В это же время появляется огромное количество различных сект. В некоторых из них христианство узнать уже довольно трудно: их учения больше смахивают на манихейство. Но даже если внутренняя религиозная концепция сект уходила от первоначальных христианских идей, внешние религиозные признаки у них в основном оставались христианскими. Лидеры сект хотели иметь свое Священное Писание: так стали появляться апокрифы, авторы которых (реальные, а не апостолы, которым это приписывали) обещали рассказать читателю, как все было на самом деле.
В Евангелии от Иакова сказано, что Саломея была помощницей другой, безымянной повитухи, которую пригласили для того, чтобы она приняла роды у Марии. Но когда главной повитухе сказали о том, что рожать будет девственница, она усомнилась в этой информации, за что немедленно поплатилась — ее рука засохла. Пришлось ее обязанности выполнять Саломее, которая в девственности матери Христа не сомневалась. Впрочем, все закончилось хорошо: рука у повитухи исцелилась после того, как она прикоснулась к колыбели младенца.
«Саломея — очень загадочная фигура, — говорится в заявлении исследователей. — Культ Саломеи, несомненно христианский, принадлежит к более широкому явлению, когда ранние христианские паломники сталкивались с иудейскими местами и освящали их на свой манер». Иными словами, христиане приходили к древним иудейским гробницам и вписывали их в свою религию. Проще всего это сделать, объявив, что именно здесь погребен какой-нибудь святой или просто герой одного из апокрифов.
Археологи предполагают, что имя «Саломея» могло быть высечено на одном из оссуариев. Кто-то из ранних христиан, знакомых с Евангелием от Иакова, мог увидеть это и сообщить другим, что нашел могилу повитухи, державшей в руках младенца Христа. Для обеспечения потока паломников такой информации вполне достаточно.