Все населённые пункты наших предков в далёкие времена находились исключительно только на берегах водоёмов: рек и озёр, ибо вода была необходима для ведения сельского хозяйства, для приготовления пищи и для бытовых нужд, и её можно было взять в достаточном количестве только из рек и озёр. Также надо отметить, что в те далёкие времена уровень воды в реках и озёрах был значительно выше, и вся территория, на которой расселялись наши предки, представляла собой в основном значительные водные поверхности, болота и леса. А участков суши было гораздо меньше, чем сейчас. Поэтому наши предки селились чаще всего на притоках больших рек, ибо сами эти большие реки были столь широки, что больше походили на моря или крупные озёра, где противоположного берега не было вообще видно. Надо отметить, что само название Река относилось только к течению воды, протекающей вдоль низкого берега, там, где скорость течения была небольшой, и было мелко. Водная же поверхность вдоль высокого берега называлась Морем. Там было быстрое течение и было глубоко, там были омуты, ямы, гроты и т.п. Посередине между Рекой и Морем могли быть песчаные отмели – острова. Иногда и сам высокий берег назывался Островом. Поэтому человек, который перемещался с высокого берега на низкий, пересекал сначала Море, а потом Реку, и наоборот.
Территория под новые поселения выбиралась, как правило, в месте впадения в основную реку её притока с низкого берега. Низкие берега реки всегда заливались в период весеннего половодья при таянии снега, льда, а также в период сильных дождей. Поэтому на низком берегу реки, как правило, были большие поймы и луга, лишённые крупных деревьев на достаточно большом расстоянии от берега реки. В таком месте, как правило, и выбирали себе наши предки место для расположения своего нового поселения, которому впоследствии дали название - Село. Таким образом, Село – это поселение на низком берегу реки, где население занималось в основном сельским хозяйством. Дома строили там, где заливные луга уже заканчивались, а на достаточно близком расположении от воды создавались поля и огороды для сельскохозяйственных растений. На самих лугах, где росла преимущественно сочная трава, пасся домашний скот и птица.
Значительное пространство низкого берега постоянно в течение года затоплялось и было достаточно влажным, поэтому такое сооружение, как кладбище, на низком берегу надо было строить либо очень далеко от берега или его сразу размещать на противоположном высоком берегу реки. Чаще всего кладбище организовывали именно на противоположном высоком берегу напротив Села недалеко от берега. На высоком берегу также строились сначала небольшие крепости, которые имели названия: Детинец или Острог. Такие крепости строились рядом с кладбищем. Со временем появилась ещё одна необходимость использования территории высокого берега. Человек так устроен, что периодически кто-то совершает какие-то проступки, то незначительные, а то и весьма серьёзные. За незначительные проступки он нёс наказание, оставаясь на низком берегу, а вот за значительные проступки такой человек отправлялся в специально созданное для этих целей заведение на высоком берегу – тюрьму. Такому человеку глава поселения определял срок исправления, которое он и отбывал в тюрьме. За очень серьёзные проступки человека могли совсем выгнать из общества Села, и он становился так называемым Изгоем. Это было очень строгим по тем временам наказанием, ибо человек в то время мог выжить, только находясь в общине. Тюрьма представляла собой небольшое строение, окружённое забором, за границы которого осуждённый не имел права самовольно выходить. Если он выходил за оговоренные пределы тюрьмы без разрешения, то автоматически становился Изгоем и выгонялся из общества данного Села. Тюрьма изначально строилась рядом с крепостью. Тюрьмы были мужские и женские. Отбывающие наказание выполняли различную порученную им работу по обслуживанию себя и людей в крепости. Люди, отбывающие повинность, носили простую чёрную одежду, одинаковую и для труда, и для отдыха.
Когда человек выходил из тюрьмы в мир после отбытия повинности, тогда он уже мог носить светлую нарядную одежду. Кроме того, таким отбывающим повинность людям обрезали волосы, а иногда и вообще их сбривали (очень коротко срезали). В то время как всё остальное население Села носило длинные волосы, которые укладывались в различные причёски. Это касалось и мужчин, и женщин. В то время люди с распущенными волосами (не собранными в причёски) считались также находящимися под наказанием – это было небольшое наказание, за что им и запрещалось укладывать волосы в причёски. И при этом всё население Села видело, что они наказаны и отбывают повинность. Но эта повинность была не очень большой, и они не находились в тюрьме на высоком берегу.
Особенно хорошо было, когда и на высоком берегу примерно в этом же месте в реку впадал другой приток. Тогда крепость строилась на стрелке впадения притока в реку, и она была значительно защищена от нападения природным рельефом местности. С одного берега на другой организовывалась переправа: на лодках, плотах, паромах и т.п. С высоты башен этой крепости хорошо было видно всё поселение и подходы к нему, в том числе и достаточно далеко в обе стороны реки. В крепости несли службу постоянный гарнизон воинов и их начальник – Воевода. Именно воинов, а не солдат. Солдатами начали называть впоследствии людей, которые продавали свой военный труд за деньги. Воины же несли воинскую службу, отдавали свой воинский долг, отбывали воинскую повинность. При этом их головы также остригали или обривали, для того чтобы не было всякий болезней. То есть тех людей, которые отбывали какую-либо повинность, как правило, остригали или обривали.
После окончания отбывания воинской повинности человек снова отращивал волосы и становился полноправным членом своего сообщества. На территории крепости располагались различные строения: казармы для воинов, места для их тренировок, арсенал, различные склады и хранилища, здание, где располагался и принимал решения глава данного поселения – сначала Жрец (Волхв), затем Хан (Князь), как правило, это было сооружение, которое потом стали именовать словом Собор. Первоначально поселением и крепостью руководил Жрец с низкого берега, но постепенно власть переходила к военным из крепости. И затем общее управление обеими берегами перешло к Князю – Хану.
Изначально всех людей в тюрьмах и крепости кормили жители низкого берега. Когда же крепость достигла больших размеров, и в ней появились также и вольнонаёмные работники, то крепость стала прокармливать себя сама. Со временем крепость и мужская тюрьма объединились в одну общую территорию. Крепость была местом развития Науки и Учёбы в данном поселении. Здесь же находился Гномон – для контроля времени суток. В крепости со временем могли располагаться и некоторые производства, а также руководство Гильдий, занимающихся различными производствами и видами деятельностями в этом поселении.
Таким образом, крепость становилась военным и административным центром поселения. Около крепости с одной стороны располагалось Кладбище, а с другой стороны – место для занятия спортом и проведения массовых мероприятий поселения. И до сих пор многие виды спорта называются военно-прикладными. Например, метание копья, стрельба из лука. И между башнями крепости – Турами – проводились соревнования гарнизона по вот этим военно-прикладным видам спорта, а также соревнования между соседними крепостями. Кроме того, развивались и настольные игры, потому что зимой и в непогоду возможности для физических упражнений на улице были ограничены. По названиям частей такой крепости впоследствии стали называть и шахматные фигуры: тура, слон, конь и т.п. А соревнования стали называть турнирами по названию башни крепости – Тура. Также вокруг крепости устраивали эстафеты по бегу, этапы которых начинались и заканчивались у каждой Башни – Туры.
В связи с тем, что, как было уже ранее сказано, основную часть поверхности в то далёкое от нас время занимала вода, а остальное место занимали болота и леса, то передвигаться между поселениями можно было только по воде. Никаких дорог в нашем современном понимании в то время не было. Леса были исключительно дикими и заросшими всеми видами растительности, где мог пройти или протиснуться только человек. Единственным местом, где растительности было мало или не было совсем – это был низкий берег реки, поэтому достаточно свободно можно было передвигаться только по этому низкому берегу. А так как реки постоянно меняли направление в соответствии с рельефом местности, то есть виляли, то один, а потом и другой берег реки становился то низким, то высоким. А высокий берег реки практически до самого края берега был заросшим лесом. Поэтому изначально никаких длинных дорог практически построить-вытоптать было нельзя. Были небольшие тропинки, по которым пробирались охотники, разведчики и т.п. Все остальные передвигались только на лодках по реке. Каждое поселение обживало по-своему весь участок местности вокруг этого поселения. В разные стороны от него уходили охотники и разведчики, которые составляли подобие карты окружающей местности. Иногда они находили то, что мы сейчас называем полезными ископаемыми. Это было большой удачей для данного поселения. В этом случае в данном поселении появлялось какое-либо ремесло. Также удачей было нахождение поблизости какого-нибудь карьера с камнем, песчаником и т.п. или залежей соли.
Со временем, когда научились механически поднимать воду из реки на высокий берег, возле крепости стали возникать различные производства: гончарное, швейное, кузнечное, металлургическое и т.п. Ремесленники строили свои дома. Появились сады и огороды. Таким образом, около крепости возникло другое поселение, которое стали называть Деревня, то есть Деревня – это поселение на высоком берегу реки, которая возникала рядом с крепостью. Если была возможность, и рядом находились залежи камня или песчаника, стены крепости могли выложить камнем, а внутри построить каменные здания. Крепость уже с тюрьмой стала именоваться Монастырём – мужским монастырём. Женская тюрьма оставалась отдельно от мужского монастыря и со временем могла превратиться в женский монастырь. Само слово Монастырь имеет отношение к быстрому течению реки около высокого берега (к словам стремительный, стремнина), так как Монастыри всегда стояли прямо на краю высокого берега реки, где было самое быстрое течение воды, и основные ворота монастыря выходили на реку к месту переправы, там была устроены пристань.
Монастырь не имел изначально религиозной направленности, как сейчас, а был административным, военным, научным, учебным, производственным и т.п. центром поселения или многих поселений. Это зависело от конкретных природных, географических, демографических условий в данном месте и от того, какие народы обитали по берегам данной реки. При этом всеми этими делами в монастырях занимались совсем не монахи в том виде, как мы это сейчас понимаем. Они и могли называться монахами, но при этом они к деятелям религии не имели никакого отношения. Кто-то из них занимался наукой, кто-то писал всякие истории – летописи, кто-то занимался обучением детей и взрослых, кто-то занимался лечением и т.п. В монастыре было много так называемых вольнонаёмных тружеников, которые помогали как воинам нести свою военную повинность, так и монахам трудиться по своим направлениям деятельности.
В монастыре находились так называемые Прощенческие Церкви, в которых определялась мера наказания провинившимся и в которых отслеживался срок исправления каждого осуждённого. Иногда осуждённый на длительный срок человек, как правило, это мог быть аристократ или военный, мог вместо отбывания срока наказания в тюрьме выбрать состояние так называемого Изгоя. В этом случае ему выдавалось оружие, еда и некоторые припасы, а в более поздние времена могла быть выдана и лошадь. Если такой человек оставался жив и при этом находил какие-то ценные месторождения и т.п., то есть удачно для своего поселения осуществлял как бы роль разведчика окружающей местности, то он мог вернуться в своё поселение и получить прощение. Для каждого слоя общества того времени: жрецы, военные, ремесленники и земледельцы существовала своя прощенческая церковь, соответственно, по современным названиям: синагога, католическая, мечеть, пагода. Все такие церкви мы можем видеть во всех старых монастырях. По истечении срока исправления осуждённый получал полное прощение в своей церкви и возвращался в своё поселение для продолжения жизни в своём прежнем человеческом обществе.
Так как крепости – монастыри располагались непосредственно около высокого берега реки, с появлением стрелкового оружия и пушек, со стен и башен крепости была возможность обстреливать всю поверхность реки в районе крепости и, в случае нападения, защищать всю территорию Села.
При необходимости пушки на стенах крепости можно было разместить в несколько ярусов в зависимости от размеров крепости и её стен. Поскольку у наших предков всё было взаимосвязано, то они крепости-монастыри строили подобно кораблям – то есть эти крепости имели форму корабля, если на неё посмотреть сверху.
И эта крепость как бы плыла по реке, находясь при этом на самом берегу реки, озера или другого водоёма. Такая форма крепости великолепно видна на примере монастыря на Соловецких островах.
Поскольку монастырь – это был как бы корабль, то и его несколько ярусов окон на стене, которые могли быть использованы в том числе и для установки пушек, воспринимались как борта кораблей с несколькими ярусами для установки вёсел. Отсюда в головах у людей возникали ассоциации с кораблями, имеющими несколько рядов вёсел: Биремы, Триремы и т.п., которые на самом деле в виде кораблей никогда никто не строил. В районе Монастыря со стороны высокого берега на самом берегу организовывали вдававшийся достаточно глубоко в берег Затон или Бухту, которая использовалась для стоянки, строительства и ремонта лодок и кораблей. Такой Затон мог быть и на впадавшем в реку притоке со стороны высокого берега, если такой приток был. В крупной Деревне, из которой потом вырос Город, воинский гарнизон организовывал Парк, который использовался воинским гарнизоном для строевой подготовки и отдыха населения города.
То есть Город – это есть развитие Деревни, и он находится на высоком берегу реки. Сам процесс разбивания Парка и борьба с кустами, деревьями, травой и т.п. получили название борьба с Татаро-Монгольским игом. Затон или Бухта для кораблей территориально всегда располагались на краю парка, там имелись пристани для различного вида кораблей и лодок, а также корабельные верфи. Особо надо отметить, что это и был период, когда появились первые регулярные армейские части, и их распределение по гарнизонам в населённых пунктах как раз и означало, что обязанности снабжения гарнизона возлагались на тот населённый пункт, где войска были расквартированы. Фактически, это и была так называемая дань.
Монастырь – это крепость, и там стоит городской гарнизон. Кроме того, в Монастыре находится глава – руководитель Города, ибо дома градоначальников и позже муниципалитеты – это уже времена 18-19 веков. Первоначально все руководители Гильдий располагались в Монастыре, поэтому все деловые учёты и расчёты велись там же. Все хранилища, в том числе и денежные, находились также в Монастыре под охраной гарнизона. Деньги в нынешнем понимании, собственно, и возникли вначале как средство учёта товаропотоков между разными частям одной реки и разными речными бассейнами. Монетные дворы, возникшие на пересечениях речных бассейнов, сохранялись до начала 19 века.
Таким образом, Монастырь был административным, военным, судебным, деловым, финансовым и т.п. центром каждого поселения. В каждом поселении появлялись Гильдии, которые специализировались на производстве различных товаров и продуктов, характерных для местности данного поселения. Такие Гильдии объединялись в более крупные организационные формы по разным поселениям, которые впоследствии примерно в 18-19 веках получили название монашеских орденов, которые и специализировались на различных видах деятельности, например: лечении, металлургии, картографии, научной деятельности, учебной деятельности и т.п. Всё это привело к налаживанию торговли сначала между соседними поселениями, а потом и более далеко расположенными, но сначала только на одной реке со всеми её судоходными притоками. В то же время, корабли строились, ремонтировались и направлялись в плавание из всех этих поселений под руководством Монастырей. Религиозную направленность в современном понимании Монастыри получили только примерно в 18-19 веках.