Трудно переоценить роль мелкой моторики в эволюции человека.
Мелкая моторика – способность выполнять тонкие и точные движения пальцам рук, губами и языком.
Человек, представитель отряда приматов, эволюционировал из человека умелого и прямоходящего в человека разумного. Он отличается от коллег по отряду тем, что способен выполнять мелкомоторные движения и активно этим пользовался и продолжает это делать. Сначала - для его выживания в дикой природе, а затем - чтобы доминировать над ней. Благодаря мелкой моторике он первым и единственным взял уже не в лапу, а в руку камень, палку для добычи пищи. Он начал их совершенствовать. Благодаря умению создавать орудия для охоты и для земледелия он смог выжить как вид.
Развитие в основном мелкой моторики языка и губ научила человека извлекать звуки. Так формировалась речь и человек научился разговаривать, общаться, коммуницировать. Это также было очень важно для самоорганизации людей в общины и племена, для активного взаимодействия. Разговорная речь превосходит по эффективности все варианты невербального общения.
Для реализации всей гаммы мелкомоторных движений кистей рук человека задействуется 1/3 часть поверхности коры его головного мозга (кортекса). Речевой центр коры головного мозга соседствует с участком коры, отвечающим за мелкую моторику рук. Поэтому развивая мелкую моторику рук, мы способствуем улучшению речи и наоборот.
Демонстрацией значимости, уделяемой мозгом мелкой моторике, является гомункулус Пенфилда - человечек с огромными кистями рук, губами и языком. (На этого, в общем-то уродца, походят наши известные представители шоу-бизнеса, снявшиеся в дурацкой рекламе про "руки-загребуки"). Эти части тела показаны пропорционально площади коры головного мозга, отвечающей за мелкомоторные движения. Поэтому крайне важно для мозга тренировать мелкую моторику кистей рук, выполнять мимическую и артикуляционную гимнастику.
Если бы у человека в действительности были бы такие "руки-загребуки", то он не только не смог бы ими совершать мелкомоторные движения, но и с трудом поднимал бы их. В этом и состоит гениальность мозга, что он значительную часть своей активности направляет на тонкие и точные движения, выполняемые относительно небольшими частями тела. Иначе данными движениями было бы управлять энергетически не выгодно.
Не спроста же любой вид медитации и аутогенные тренировки начинают с расслабления кистей рук и мышц лица. Это - чтобы дезактивизировать значительные зоны кортекса.
Можно сказать, что все зоны кортекса, отвечающие за выполнение мелкомоторных движений рук, губ и языка находятся на одном участке коры головного мозга. По размеру она занимает почти половину площади поверхности коры. Поэтому развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию всех структур головного мозга. Кровеносная система-то одна. Развивая мелкую моторику, мы усиливаем в соответствующих зонах кровоток, который охватывает и соседние зоны и в целом весь мозг. При этом формируются новые нейронные связи, поддерживаются старые, формируются двигательные навыки в виде двигательных стереотипов.
При дефиците дофамина именно мелкая моторика начинает страдать в первую очередь. Часто первые двигательные симптомы БП проявляются в виде нарушений мелкой моторики. Как это происходило в случае со мной описано в рассказе "Как это было со мной".
Таким образом, физические упражнения, занятия и виды деятельности, в которых задействованы мелкомоторные движения, являются очень полезными для мозга и замедляют прогрессирование БП, а также в целом старение обычного человека. Для развития мелкой моторики пальцев - это каллиграфия, рисование, лепка, ручное вышивание, вязание, игра на струнных или клавишных музыкальных инструментах, даже процессы приготовления пищи, даже, казалось бы, бесцельное перебирание четок и многое другое. Для развития мимики и артикуляции также существует ряд упражнений.
Именно поэтому самыми полезными занятиями для развития мелкомоторных движений для людей и особенно для людей с БП являются сочинение и исполнение песен с собственным музыкальным сопровождением. Авторская песня - вот "золотой стандарт " полезности для мелкой моторики.
До авторской песни я еще не созрел. Зрею. А для развития мелкой моторики пальцев рук выбрал сборку кубика Рубика. Обычного кубика: 3х3.
Помимо того, что это полезно, ко мне пришло понимание, что с помощью кубика Рубика можно количественно оценивать ригидность кистей рук, соответственно, всего тела в целом, по времени на сборку кубика, т.е. по скорости сборки.
На своем примере: при отсутствии ригидности собираю кубик за 2 минуты. Точнее, собирал около четырёх лет назад, сейчас - в среднем более 2 минут. Дело в том, что данный эксперимент начал около четырёх лет назад. Прогрессирование заболевания отразилось на степени ригидности при прочих равных условиях.
Это многофакторный эксперимент. Другими факторами являются - время от начала приема лекарств, их дозировка, разница во времени приема пищи и лекарств, разница во времени приема лекарств и выполнения физических упражнений. Это все помимо срока заболевания. Фактор времени от начала приема лекарств показывает очень явственно проявление флуктуаций, т.е. колебаний проявления ригидности и вызываемой ею гипокинезии. В конце действия дозы леводопосодержащих лекарств скорость сборки кубика составляет порядка 6 - 8 минут. Этот показатель также с годами немного увеличился.
Для получения наиболее достоверных результатов и сглаживания случайных факторов, учета статистических флуктуаций, сборка кубика ведется сериями, состоящими из 5 - 10 попыток. Выводится среднее значение времени сборки. Получаются весьма интересные данные в виде графических зависимостей, которые будут опубликованы. Где публиковать, еще не определил, но они уже включены в мою пока рукопись. Надеюсь результаты станут полезны для коллег, интересны для практикующих врачей-неврологов, может и ученых.
Даже в данной статье не могу не упомянуть об энтропии. Сборка кубика Рубика - это один из ярких проявлений энтропии, являющейся мерой хаоса. Собрать кубик гораздо труднее, чем разобрать его … разрушить всегда легче и быстрее, чем сделать, собрать или соорудить. Собранный кубик имеет минимальную энтропию, разобранный - наоборот.
При сборке кубика Рубика со временем появляются двигательные навыки, которые охватывают все больше и больше двигательных актов. Появляется цепочка двигательных стереотипов автоматизированных движений пальцев и кисти. Мозг формирует эти стереотипы, экономя энергию. Это программа заложена в человеческом мозге эволюцией (и снова вездесущая энтропия). Автоматизированные движения переносятся в подкорковые структуры мозга и в мозжечок, освобождая место для более энергозатратных новых произвольных движений в коре головного мозга. С течением некоторого времени, если не заниматься сборкой кубика Рубика, автоматизм пропадает, но не полностью, поскольку относительно быстро восстанавливается.
В этом полная аналогия с навыком ходьбы при БП…
Очень важно, развивая мелкую моторику, осваивать новые движения. Это касается и пальцев рук, и языка и губ. При этом формируются новые нейронные связи, цепи и сети. Это в целом касается всех движений: и мелкой, и крупной моторики...
Исходя из этого, решено идти дальше для постижения новых навыков: как вариант, собирать кубик Рубика по другим алгоритмам, чередовать их. Это не просто, поскольку существующие двигательные навыки мешают освоению новых Затем можно учиться собирать кубик одной рукой. Пробовал. С трудом, но получилось за 13 минут. Можно перейти на 4Х4, 6Х6 и т д.
А еще лучше петь собственные песни...Стихи есть, осталось научиться играть на гитаре (в очередной раз), сочинять музыку и петь. Предполагаю, что этот процесс будет бесконечно долгим, зная о своей гитарной необучаемости. Но, как советует современная психология, если цель недостижима, нужно суметь обмануть свой мозг, вернее, его древние архаические части. Для этого нужно разделить эту недостижимую цель на достижимые части. И все может получиться, если постараться!
22.12.2022