Продолжу повествование об Иосифе Обручнике. В прошлой главе читатели смогли увидеть реконструкцию профессиональных инструментов плотника той эпохи.
Дом, который предположительно принадлежал Иосифу, был не так давно раскопан в Назарете. Жилища людей среднего достатка, которым являлся приемный отец Иисуса, обычно состояли из четырех комнат. Самая большая была в центре. Если она не покрывалась крышей, то служила внутренним двориком, если покрывалась, то гостиной и молельной. Размеры комнат ограничивались шестью метрами – бревен большей длины в малолесной Иудеее просто не имелось. Богачи имели возможность заказывать себе длинные стволы ливанского кедра, остальные могли о том только мечтать. На потолочные бревна клали тростник, бедняки сверху покрывали все это глиной; богатеи – черепицей. На получившейся плоской крыше в теплую погоду ночевали, хранили или сушили припасы, в лунные ночи просто сидели и беседовали. Чтобы попасть наверх, к стене пристраивали снаружи лестницу.
Остальные три помещения распределялись следующим образом. Одна – спальня, где отдыхала вся семья лежа на циновках и коврах прямо на полу или на небольших возвышениях. Кровати – привилегия богачей и знати. Еще одна комната – кухня и одновременно кладовая для припасов, последняя – стойло для скота. Стены делались из камня, иногда из обожженных глиняных кирпичей. Их покрывали известкой, чтобы закрыть щели. В статьях в Интернете утверждается, что в зажиточных жилищах стены украшали фресками. Если и так, то это имело место только у эллизированных или романизированных евреев: правоверным Тора запрещала всякие изображения.
Пол всегда был земляной или глиняный. У бедняков он постоянно крошился, его надо было подметать. У богатеев его покрывали ковры и циновки.
В обычных домах мастерские устраивались редко, разве что имелось подвальное помещение, но его трудно было освещать. Так что, скорее всего, Наггар имел отдельную мастерскую в другом месте: по преданию, там сейчас стоит Церковь Благовещения архангела Гавриила.
Предполагают, что Иосиф скончался в возрасте около ста лет, по-видимому, вскоре после посещения Иерусалима с двенадцатилетним Иисусом, так как о нем после того в каноне уже не упоминается.
Я нашел один апокриф, в котором приведено скорбное высказывание девятнадцатилетнего Иисуса: «О-о-о, отец мой, Иосиф!» - свидетельство того, что Сын любил Своего приемного отца. Следовательно, Наггар умер в 14 году. Думаю, эту дату можно принять за верную: зачем бы придумывать, что Христу было тогда именно 19 лет? Не все ли равно?
Как я уже указывал, похоронили Обручника в Иерусалиме, в Гефсиманском саду, где ныне высится церковь Успения Пресвятой Богородицы - рядом с тестем Иоакимом и тещей Анной. Почему они все упокоились именно там, не совсем понятно. Иудеи тогда, а евреи сейчас (как и китайцы) предпочитали быть похороненными на родовых кладбищах в местах своего рождения или хотя бы близ последнего места жительства. Иоаким и Иосиф родились в Сепфорисе – но их гробниц там нет. Где находятся мощи Наггара, тоже неизвестно.
Наполовину врезанный в скалу (как подтвердили недавние археологические раскопки) домик, где жили родичи Христа, не выглядел ни халупой бедняка, ни обиталищем богача. Одно жилье из двух половин. В первой, с земляным полом, ступени на две повыше, ютится семья; во второй, нижней — домашний скот. Глиняные, закоптелые от дыма, стены; узкие, с решетками, щели-оконца. Днем открывается входная дверь для света, а в сумерки зажигается глиняная лампада на высоком железном поставце или на выступающем из стены камне. На полу — очаг с медным котлом; дым выходит в дверь. Тут же ручные жернова. Две-три скамьи, платяная скрыня, мерки с сушеными плодами и крупами, кувшины с вином и оливковым маслом по стенам — вот и все убранство. Спят на полу, разостлав домодельные ковры и циновки, а на день, свернув, кладут их в угол. В летние ночи почивают на плоской кровле под звездным пологом (ее наличие, впрочем, не установлено). В жилище, возможно, имелась еще и подземная часть, где располагалась мастерская Иосифа Плотника, хотя, по другой версии, она находилась в ином месте.
Напоследок послушаем псалом 50 на иврите. Его наверняка пели Иосиф, Мария и другие обитатели жилища Обручника.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3739/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.
Продолжение следует
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10