Предыдущая статья
Начать можно с анекдота:
Грузин и армянин стоят рядом в торговом ряду. Армянин говорит:
— А армяне лучше, чэм грузины.
Грузин молчит.
— Армяне все равно лучше чэм грузины!
Грузин не выдерживает:
— Ну чэм они лучше, чэм?!
— Чэм грузины.
Так вот: пленочные конденсаторы лучше. Чем керамические, танталовые или электролитические.
Основной параметр конденсатора - это его ёмкость. Изменяется в микрофарадах/нанофарадах и пикофарадах. 1 микрофарад = 1000 нанофарад = 1000000 пикофарад.
Обычно надо брать ровно столько, сколько требуется. В некоторых случаях можно взять больше, но прежде чем мы научимся отличать эти случаи - лучше брать ровно столько.
Второй важный параметр - максимальное допустимое напряжение. Если на конденсаторе написано N вольт, то его можно эксплуатировать при любом напряжении не выше N, но принято брать запас где-то в полтора раза. Например: если у нас в гитарной педали стандартное питание 9 вольт, то нам в принципе формально подходят конденсаторы на 10 вольт, но лучше перестраховаться и взять на 16 вольт. Ещё лучше - на 25/35/50. На большее напряжение уже не стоит - они будут сильно крупнее в размерах и дороже в цене. К напряжению надо внимательно присматриваться именно в случае электролитических и танталовых конденсаторов. Для пленочных и керамических конденсаторов тоже конечно есть максимальное напряжение, выше которого их нельзя эксплуатировать, просто оно обычно составляет хотя бы 50 вольт, чего с избытком хватает для наших целей.
***
В цепи прохождения аудиосигнала предпочтительно ставить именно пленочные конденсаторы. Да и во всех остальных местах в гитарных педалях можно ставить, обычно только три фактора ограничивают их применение:
1) Ёмкость. Типичная ёмкость пленочных конденсаторов составляет от единиц нФ (нанофарад) до единиц мкФ (микрофарад). Если нужна ёмкость ниже - то тогда надо брать керамику. Если выше - то электролиты.
2) Габариты. Они крупнее, чем остальные типы конденсаторов. Особенно заметно размеры увеличиваются при увеличении ёмкости.
3) Цена. Они дороже остальных типов. Но уж для себя любимого обычно этот фактор не является решающим. Вот проклятые капиталисты в массовом производстве стремятся им руководствоваться, зачастую в ущерб качеству.
Хорошие варианты - KEMET R82, Epcos B3252x (вместо x любая цифра), а также их отечественные варианты под названием К73-17. Последние, как правило, больше по габаритам, но временами вполне удаётся найти для них место.
Иногда использовал так же К73-16, К73-9 или К78-2.
WIMA тоже хороший вариант, но в наших широтах они редкость.
***
Керамические конденсаторы обычно используются там, где нужна ёмкость, измеряемая в диапазоне пФ (пикофарад).
В цепях обратной связи операционных усилителей, в различных фильтрах высоких частот, в генераторах тактовой частоты для BBD...
Также керамику часто ставят фильтрах по питанию (тут обычно используется номинал 100 нФ), в этих фильтрах можно использовать и пленочные, но выйдет дороже, а разницу уловить трудно.
Желательно использовать серию NP0, поскольку у неё самые подходящие характеристики.
Если в ней не удаётся найти нужных номиналов, то можно применить X7R.
При любых обстоятельствах следует избегать керамики типа Y5V - у неё (в зависимости от температуры, фазы луны и погоды в Зимбабве) ёмкость может отличаться от заявленной в диапазоне +20/-80%.
***
Когда нужна большая ёмкость (более единиц мкФ), то остаются по сути два варианта - электролитические и танталовые конденсаторы.
Важно!!! И электролиты и танталы - полярные конденсаторы, у них есть положительный вывод и отрицательный. Подключение конденсатора в обратной полярности приведёт к выходу волшебного дыма, без которого конденсатор теряет способность работать.
Электролиты дешевле и доступнее, так что обычно используют именно их.
Конденсаторы данного типа с течением времени (за несколько лет) обычно начинают терять свои характеристики, при этом конденсаторы, рассчитанные на большее напряжение, как правило теряют свои характеристики медленнее. Но не всегда. Никто не идеален (кроме пленочных конденсаторов).