Ценностью, мы всегда называли и называем что-то значимое для нас. Не только влияющее на наше поведение, но и определяющее основные жизненные ориентиры. И здесь, можно задаться вопросом: а что мы можем назвать ценностями? Если задуматься над ним, возникнет понимание, он не только обширен, наверное, он и непонятен большинству людей. По причине разнообразия интересов, целей жизни и всего подобного. Но, все-таки, если задуматься, что мы можем, сами для себя, отнести к категории ценности, если, например, речь идет о смысле жизни? Можем ли мы в таком контексте говорить о таких ценностях, как следование за истиной, правдой, добротой, праведностью, самореализацией, индивидуальностью? Или, все-таки, для нас ценность – это что-то конкретное и осязаемое. Как писал Гете: «мы считаем праздною химерой, все, превыше повседневных нужд»? правда при таком подходе, увы, к наивысшей ценности, из перечисленных в качестве примера, наиболее подходят «самореализация» и «индивидуальность». Дающие нам блага и приводящие к «удовлетворению повседневных нужд». И если присмотреться, скорее всего, так оно и есть. И первая, и вторая очень явственно представлены в нашей повседневной жизни. При этом, «самореализация», в иерархии ценностей, скорее всего, идет после «индивидуальности». Которая, если присмотреться, очень широко транслируется современной культурой. О ней говорят в школах, когда указывают на необходимость себятранслирования не только на уроках, но и на различных мероприятиях, на нее указывают при обсуждении успешности в работе, когда главной составляющей карьерного роста становится креативность. Ее идеализируют в фильмах и других примерах объективированной культуры. Индивидуальность, можно уже по праву считать духовной доминантой современного общества, надбиологической программой действия человека, ведущей его к успешности и материальной конкретности, а не к химерам непонятных смыслов о которых, на страницах произведения Гете, размышлял Фауст, впавший в самоукорение и отчаяние.
Но, как быть, если индивидуальность, бесспорно важное и необходимое ценностное качество человека, вдруг, заняло более высокое положение, чем, например, ценность милосердия и любви к людям, или, даже, свободы, того, к чему стремятся многие современные молодые и не только, люди? Что может в таком случае поменяться? Ведь свобода, это не только возможность совершать или не совершать осознанный выбор, но и та ответственность, какая приходит с этим выбором. Ответственность, учитывающая интересы других, таких же свободных людей. Так же, как и мы стремящихся реализовать свои желания и нужды, в рамках тех самых «повседневных нужд». Свобода, как ценность, имплицитно уже содержит в себе другие, более высокие в иерархии ценностей, ценности. Например, необходимость заботы о ближнем (милосердии), как условии сохранения своей жизни. Ведь никто никогда не знает, как сложится его судьба завтра и не потребуется ли и ему помощь от других людей? Или необходимость сохранения чести, как гаранта защиты индивидуальной целостности своей и не только, личности. В таком контексте, свобода приобретает более глубокий смысл, она раскрывается в действительном своем значении. Где свободный человек не просто волен делать все, что ему заблагорассудится, а производит действие, учитывая интересы всего остального человечества, к которому он принадлежит. В таком случае, поменяв местами свободу и индивидуальность, мы не только нарушим содержательные компоненты первой, но и трансформируем ее в нечто иное. Скажем, в вольность. Где элементы сопричастности к человечеству, отраженные в более высоких ценностях, предшествующих свободе, «тускнеют», так как «фильтр индивидуальности» не позволяет «пробиться» к ней более возвышенных доминант. Отсюда, они, скорее всего, потеряют во многом свое значение, какое мы видим в ценности свободы. Можно предположить, в таком случае, произойдет ее переориентация, в первую очередь, на самость человека, его Я. Цель которого, станет всеобъемлющая самореализация любыми способами. Свобода, в таком случае, превратиться в вольницу. В возможность реализовать любые интересы, без их соотнесения с интересами других людей. Особенно, если те подпадают под определение индивидуального, личностного раскрытия…
Если это так и такой подход сейчас в тренде и транслируется в социокультурном дискурсе, какое будущее ждет наше общество?
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.