Найти в Дзене
Поющие чаши

Поющие чаши: история появления и применение.

Заболевания сердца, сосудов, нервной системы, психические расстройства, диабет и предрасположенность к зависимостям часто коррелируют со стрессом и перенапряжением. Исцеление с помощью звука, практика которого уходит на тысячи лет назад, помогает достичь релаксации и устранить негативные чувства. В наши дни тибетские поющие чаши все чаще применяются в этих целях. История появления поющих чаш: легенды и факты Профессор Мич Нур, более 40 лет посвятивший изучению истории происхождения сосудов, утверждает, что в качестве музыкального инструмента они стали использоваться сначала в западной культуре, а уже позже были подхвачены жителями Гималаев. Население Тибета стало поддерживать распространяемые в мире мифы, чтобы продавать чаши, зарабатывая себе на жизнь. В 1970-е гг. исследователь посетил около сотни монастырей в Тибете. Ни в одном из них подобных предметов профессор не встречал. Но сейчас в регионе тысячи магазинов продают эти музыкальные инструменты. Среди многочисленных легенд и дом
Оглавление

Заболевания сердца, сосудов, нервной системы, психические расстройства, диабет и предрасположенность к зависимостям часто коррелируют со стрессом и перенапряжением. Исцеление с помощью звука, практика которого уходит на тысячи лет назад, помогает достичь релаксации и устранить негативные чувства. В наши дни тибетские поющие чаши все чаще применяются в этих целях.

Звук поющих чаш обладает лечебным эффектом.
Звук поющих чаш обладает лечебным эффектом.

История появления поющих чаш: легенды и факты

Профессор Мич Нур, более 40 лет посвятивший изучению истории происхождения сосудов, утверждает, что в качестве музыкального инструмента они стали использоваться сначала в западной культуре, а уже позже были подхвачены жителями Гималаев. Население Тибета стало поддерживать распространяемые в мире мифы, чтобы продавать чаши, зарабатывая себе на жизнь.

В 1970-е гг. исследователь посетил около сотни монастырей в Тибете. Ни в одном из них подобных предметов профессор не встречал. Но сейчас в регионе тысячи магазинов продают эти музыкальные инструменты.

Среди многочисленных легенд и домыслов о поющих чашах встречаются следующие:

  1. Чаши изготавливают из сплава 7 священных металлов, что соответствует планетарному кругу. Нур считает, что такое предположение было взято из древнего трактата и связано с алхимиками на Ближнем востоке и в Европе. Для них число 7 имело сакральное значение.
  2. Музыкальные инструменты изготавливаются тибетскими монахами, которые во время ковки или литья совершают церемониальные песнопения, а каждая вмятина на сосуде символизирует прочтение мантры 108 раз. В действительности предметы создают семейные кузнецы. Даже сегодня большая часть сосудов, продаваемая в Непале, изготавливается в Индии, а уже оттуда вывозится в соседнюю страну.
  3. Существуют специальные чаши для воды, опорожнения вибрации чакр. Подобное разделение предметов применяется в маркетинговых целях, чтобы продать их как можно больше.
  4. По легенде, к тибетским монахам явились духи, предсказав, что вскоре те смогут получить все ответы на вопросы бытия от космического разума. Материальным воплощением общения должен был стать сосуд в виде чаши. Для его производства необходимо было взять 7 металлов. 6 элементов были монахам известны, но последнюю составляющую не удавалось найти. Снова и снова монахи обращались к высшим силам с просьбой о помощи. Тогда в горах прошел метеоритный дождь, а из камней удалось извлечь недостающий металл.
  5. По другому преданию, изготавливать играющие чаши стали после того, как духовный правитель Тибета приказал соорудить себе трон в форме чаши. Все, кто приходил к нему поклониться, слышали у сосуда божественную музыку.

Как смог выяснить профессор Нур, первые тибетские поющие чаши были произведены на территории Индии у подножия Гималаев. Они использовались для духовных практик, магических ритуалов и церемоний, гаданий и даже как сосуды для напитков. Изготавливают музыкальный инструмент из сплава олова и меди – бронзы.

Разновидности сосудов

Используемые чаши разделяют по нескольким критериям в зависимости от:

  • толщины стенок;
  • методов производства;
  • диаметра дна.

Тонкостенные чаши характеризуются сложностью изготовления, требующей от мастера внимательности, множественной закалки и высокой точности. Их стенки редко превышают 2 мм в толщину, а масса - 2 кг. Эти инструменты издают звуки на высоких частотах с длительным затуханием.

Толстостенные изделия имеют ширину обода до 2 см и больше, массу – от 2 кг. При любом методе извлечения звука инструмент создает сильную, громкую волну. Сосуды редко применяют в домашних практиках, поскольку для них требуется большое помещение. Чаще их используют в храмах и других религиозных сооружениях.

Литые инструменты чаще производят машинным способом. Их главным преимуществом является простота освоения – для извлечения звука не требуются особые навыки и владение техниками.

Некоторые изделия выковывают вручную. Их отличительной особенностью специалисты называют увеличенную продолжительность игры – отдельные инструменты звучат до 30 секунд от единственного движения стика.

Штампованные чаши больше производят в Китае и на Тайване. Они дешевле и больше относятся к сувенирной продукции. Звучание сосудов часто бывает слишком громким и режет слух.

Для игры на инструменте используют стик или резонатор – специальную палочку с ручкой, которой ударяют или проводят по ободу чаши. Их изготавливают из дерева, камня или металла. Для смягчения ударов стик часто обматывают шерстью, замшей или войлоком.

Есть несколько видов поющих чаш.
Есть несколько видов поющих чаш.

Древние или античные поющие чаши


Особенность античных поющих чаш заключается в их способности одновременно издавать несколько гармонических обертонов. Это связано с использованием разнообразных металлов в сплаве, каждый из которых издает свой уникальный "звук". Этот сплав включает в себя медь, олово, цинк, железо и другие металлы, например, золото, серебро или никель. Это по сути литая бронза, усиленная ценными металлами.

Хотя предполагается, что оригинальные технологии создания аутентичных чаш забыты, тем не менее, из различных регионов Непала продолжают поступать чаши, созданные с использованием традиционной ручной ковки. Однако, сплав современных чаш обычно уступает по качеству древним, а старение металла считается благоприятным для звука, придавая ему теплоту и мягкость.

Как и любой другой антиквариат, античные поющие чаши являются объектом коллекционирования . Их стоимость определяется не только их возрастом, но и музыкальными характеристиками. Тепло и мягкость звука, свойственные старому металлу, создают успокаивающую обстановку. Симфония гармонических обертонов, излучаемых этими чашами, создает бинауральный эффект, влияющий на мозг и способствующий глубокому расслаблению и медитации. Эти свойства делают античные музыкальные чаши особенно ценными для использования в звукотерапии и медитационных практиках.

Воздействие на организм человека

Музыка поющих тибетских сосудов оказывает умиротворяющее воздействие на психическое состояние человека, избавляет его от нервозности и стрессов.

Некоторые специалисты утверждают, что игра на инструментах благотворно сказывается на восстановлении организма после химиотерапии от рака или операции.

Но поскольку научно такое влияние пока не доказано, врачи рекомендуют использовать музыку чаш только в качестве вспомогательного метода лечения наряду с основным.

Благотворное влияние на организм человека от звучания чаш.
Благотворное влияние на организм человека от звучания чаш.

Научные выводы

В середине 2010-х гг. в Калифорнии в США было проведено исследование о воздействии музыки чаш на здоровье пациентов. Перед экспериментом участников попросили заполнить анкеты о своем психологическом состоянии (наличии стресса, тревожности, гнева, напряжения) и болезненных физических ощущениях. Из 62 подопытных 29 заявили о наличии последних.

Участники располагались на ковриках для йоги лежа, головой по направлению к музыкальным инструментам. В течение 60 минут мастер звуковой медитации проводил занятие с испытуемыми.

По его итогам оказалось, что большинство участников отметили улучшение психологического состояния, а у некоторых уменьшились болезненные ощущения.

Ученые, проводившие исследования, сделали следующие выводы:

  • эффективнее всего звуковая медитация для участников, которые ранее не имели такого опыта;
  • наибольшее снижение тревожности и физической боли зафиксировано в возрастной группе от 40 до 59 лет.

Причины благоприятного воздействия музыки чаш на состояние человеческого организма исследователи достоверно не установили, но выдвинули ряд теорий:

  1. Ритм звуковых волн расслабляюще воздействует на мозг и ощущения подопытного.
  2. Аудиоволны могут влиять на предполагаемое биополе.

Ученые пришли к выводу, что звуковая медитация снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Большинство участников отметило уменьшение уровня стресса, расслабленность и умиротворенность после занятия. Эксперты считают, что такая медитация потенциально может иметь положительное влияние на работу сердечно-сосудистой системы.

С материалами исследований на английском языке можно ознакомится здесь. Русский перевод научной работы: Влияние звуковой медитации с поющими чашами на настроение, напряженность и самочувствие

Научно доказано, что звучание поющих чаш снимает напряжение в мозгу.
Научно доказано, что звучание поющих чаш снимает напряжение в мозгу.

Информация практикующих специалистов

Специалисты, использующие в своих практиках игру на тибетских сосудах, отмечают, что весь окружающий человека мир окутан потоками энергии. Звуки музыкальных инструментов, проникая в организм, способны оказывать благотворное воздействие на работу органов и систем тела.

Так, звуковые волны могут избавлять пациентов от:

  • болей в позвоночнике и мигреней;
  • перепадов артериального давления;
  • стрессов, нервных расстройств и депрессий;
  • бессонницы;
  • нарушений работы мочеполовой системы;
  • проблем желудочно-кишечного тракта.

Лечебный массаж с применением сосудов помогает:

  • улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
  • урегулировать артериальное давление;
  • возобновить или улучшить функции опорно-двигательного аппарата;
  • повысить тонус мышц;
  • активизировать обмен веществ в организме;
  • стимулировать работу органов ЖКТ.

Тибетские чаши воздействуют на психоэнергетические центры человека. Каждой чакре соответствует отдельный звук. Вслушивание в ноту, издаваемую инструментом во время медитации, способствует раскрытию энергетического центра.

Практикующие специалисты рекомендуют сосредоточиться сначала на работе с первыми 4 основными чакрами, после чего переходить к развитию остальных:

  1. Муладхара. Отвечает за жизненную энергию, физическую силу, здоровье и выживание. Ее развитию способствуют инструменты, настроенные на ноту «до».
  2. Свадхистана. Ответственна за репродуктивное здоровье, оплодотворение, материнство. Раскрытие центра помогает развить творческие способности и открыть таланты человека. Для работы с ним используют чаши, звучащие в тональности «ре».
  3. Манипура. Формирует силу воли, лидерские качества, развивает интеллект. На физическом уровне отвечает за работу органов ЖКТ и нервной системы. Открытию чакры способствуют инструменты, звучащие на ноте «ми».
  4. Анахата. Отвечает за работу сердечно-сосудистой системы, способствует любовным отношениям, укрепляет взаимоотношения в семье, благоприятствует финансовому достатку. К развитию центра приводит игра инструментов на ноте «фа».
  5. Вишудха. Способствует снятию горловых спазмов и очищению от негативных эмоций. Связана с общением, развитием творческих способностей и интуиции. Для открытия центра необходимо звучание ноты «соль».
  6. Аджная. Способствует раскрытию экстрасенсорных способностей – телепатии, ясновидения, астрального зрения. Раскрывается при звучании инструмента на ноте «ля».
  7. Сахасрара. Отвечает за получение высших знаний, общение с Высшим разумом и познание Божественной любви. Способствуют ее развитию сосуды, играющие на ноте «си».

Хорошая подборка материалов о чакрах: https://singing-bowls.ru/istselenie/chakry/

Каждая чакра имеет свое звучание.
Каждая чакра имеет свое звучание.

Применение поющих чаш

Все предметы во Вселенной создают вибрации разного уровня. Человеческий организм, на 65–90% состоящий из воды, ощущает их и реагирует на них. В современном технологическом мире такое воздействие приобрело негативный характер – электромагнитное, радио- и другие виды загрязнения пространства провоцируют стресс, расстройства психики, нездоровье людей.

Любое взаимодействие с поющими чашами – игра, прослушивание, использование в качестве фона для массажа – позволяет нейтрализовать вредное воздействие внешних вибраций, обрести покой и гармонию.

Медитация

В качестве фона для медитаций сосуды используют как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Чаще всего сеансы проводят в центрах йоги или клубах. При этом становиться членом организации необязательно.

Перед посещением необходимо выбрать правильное время для медитации. Так, сеанс для восстановления энергетики лучше проводить в период с 4 до 6 часов утра.

Если в это время посетить концерт чаш не получается – можно выбрать другой промежуток: с 11 до 12, с 17 до 18 или с 22 до 24 часов. В зависимости от цели медитации, время может разниться. Об этом лучше проконсультироваться со специалистами центра.

Не позволит расслабиться полный или пустой желудок. За 30 минут до начала сеанса рекомендуется перекусить фруктами, небольшим куском мяса или рыбы.

Перед занятием необходимо выбрать свою чашу, если ее нет с собой. Для этого стик слегка ударяют по сосуду. Если при звучании на уровне 3-й чакры (у солнечного сплетения) появляются легкие вибрации – инструмент подходит. Если же акустика сосуда вызывает неприятные ощущения – следует отложить его и перейти к другому.

Участники групповых медитаций разуваются и садятся в удобную позу – «лотоса» или «алмазную». Новички на сеансе могут использовать стул.

Есть несколько вариантов использования поющих сосудов при медитации:

  1. В центре круга участников занятия располагается музыкант, играющий на нескольких чашах.
  2. Медитирующий самостоятельно трет или ударяет по инструменту, время от времени опуская к нему руки.
  3. Звуковой фон создает партнер.

Практикующие специалисты утверждают, что парные медитации более эффективны.

Проведение медитаций с поющими чашами дарует умиротворение.
Проведение медитаций с поющими чашами дарует умиротворение.

Массаж

Во время звукового массажа волны, исходящие от инструментов, благоприятно воздействуют на внутренние органы и эмоциональный фон человека.

Перед сеансом комнату проветривают, приглушают свет и создают особую атмосферу. При необходимости используют ароматизированные свечи и эфирные масла.

Массаж проводит специалист, но некоторые практикуют и самостоятельные упражнения.

В первом случае пациент ложится на живот. Вокруг него или ему на тело устанавливают поющие чаши. В области поясницы располагают толстостенные сосуды с низкими звуками.

На спину возле лопаток помещают инструмент с тонким ободом, который имеет высокую и жизнерадостную акустику. Периодически по чашам ударяют или проводят стиком, создавая необходимые звуковые волны.

При самостоятельном массаже необходимо лечь на спину, а чашу расположить в 2 см ниже пупка (в точке Хара). После того как пациент расслабился и выровнял дыхание, периодически ударяют стиком по стенкам сосуда, извлекая звуки. В зависимости от имеющихся проблем со здоровьем, сосуд перемещают к верхним или нижним чакрам.

Массаж с поющими чашами воздействует на внутренние органы.
Массаж с поющими чашами воздействует на внутренние органы.

Методика игры

Для игры на тибетских сосудах нет необходимости изучать ноты, поэтому с процессом может справиться даже человек, далекий от музыкального образования.

Перед проведением сеанса нужно тщательно подготовиться:

  1. Подобрать толстую ткань или подушку, на которую устанавливают сосуд. Инструмент должен устойчиво находиться в выбранном положении и не шататься.
  2. Проветрить помещение, где будут играть музыку.
  3. Протереть стик влажной тряпкой.

Существует 2 способа игры на поющих тибетских сосудах – трение о стенки и обод чаши или удар по ней. На среднем уровне мастерства освоить такие техники под силу каждому. Со сложностями встречаются тогда, когда необходимо извлечь отдельную ноту или тональность.

Во время трения в одну руку берут стик и начинают медленно проводить им по ободу чаши. В процессе воспроизведения звуков, чтобы подобрать необходимый обертон, стик медленно вращают вокруг своей оси.

В процессе запястье не должно смещаться, скорость движения и сила надавливания на резонатор всегда одинаковы. Любое отклонение влечет за собой смену звучания инструмента.

Ударная техника похожа на игру на колоколах.

В одну руку берут стик (в этом случае палочка должна быть с утяжелителем на конце), в другую – сосуд. Громкое и более высокое звучание получится, если ударить резонатором по верхней внешней части обода,

Приглушенное – при взаимодействии с нижней частью инструмента. Некоторые музыканты экспериментируют с обертонами, добавляя в сосуд чистую воду на треть или половину его объема.

Есть два способа для извлечения звука из чаш.
Есть два способа для извлечения звука из чаш.

Правила выбора

Главным критерием выбора «своей» чаши являются внутренние ощущения. Если ее игра вызывает положительные эмоции и восторг – инструмент подходит.

Также следует ориентироваться на размер сосудов:

  1. Крупные изделия (диаметром свыше 20 см) издают низкие ясные звуки без дребезжания. На таких чашах чаще, чем на других, возникают механические повреждения – трещины, царапины или сколы.
  2. Средние инструменты (диаметром от 14 до 20 см) имеют сбалансированное звучание без наличия крайних регистров. К их отрицательным качествам относится быстрое затухание играющей ноты.
  3. Маленькие (до 14 см в диаметре). Обладают высоким и резким звучанием. Чаще всего входят в комплект, где каждое изделие настроено на необходимую тональность.

При выборе стика следует ориентироваться на размер чаши – они должны соответствовать друг другу. Для ударной техники игры на сосуде необходим резонатор с утяжелителем на конце.

Новичкам в игре на тибетских поющих чашах рекомендуется приобретать инструменты среднего размера. Но основным требованием при выборе все же остается отзывчивость звука сосуда в душе музыканта.