Найти тему
Интерфакс-Россия

Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин: "Рост бюджета региона обеспечит выполнение всех социально значимых обязательств"

Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин в интервью "Интерфаксу" подвел итоги работы областного правительства в уходящем году и рассказал о планах на будущее.

- Роман Викторович, уходит 2022 год. Каким он вам запомнился? Что из намеченного удалось сделать, какие перспективные проекты планируется реализовать в 2023 году?

- Уходящий год для региона был достаточно плодотворным. В первую очередь хочется отметить аграрный сектор. В этом году в Саратовской области собрали 6,8 млн тонн зерновых. Это рекордный результат. Наши аграрии очень много работали, чтобы внести свой вклад в продовольственную безопасность страны.

Безусловно, 2022 год запомнится максимальным количеством денежных средств - в рамках национальных проектов и государственных программ - 63 млрд рублей. А это 67 объектов капитального строительства, ремонт 113 общественных территорий, 16 домов культуры и многое другое. В рамках федерального проекта, инициированного президентом РФ, отремонтирована 21 школа. Огромную поддержку Саратовской области оказывает спикер Государственной Думы Вячеслав Володин.

Мы сохранили все социальные гарантии жителям области, которые есть в бюджете. Продолжаем реализацию всех социально значимых программ. Не сократили ни одну программу. Более того, у нас к региональным программам по ремонту 100 школ и 100 детских садов добавились еще такие программы, как ремонт сельских спортивных залов. Основной смысл этих программ - включение в них всех муниципальных районов. К примеру, в этом году в каждом районе отремонтировали минимум по две школы и два детских сада. Виды работ определяли работники учреждений с родителями воспитанников. В основном это был ремонт кровли или инженерных систем.

Рывок, который был сделан в этом году по ремонту автомобильных дорог на территории Саратовской области, тоже заслуживает упоминания. Общий объем финансирования дорожной деятельности в этом году превысил 43,3 млрд рублей. За счет этих средств в порядок привели более 1,6 тыс. км. дорог.

В целом 2022 год, я считаю, оказался для региона достаточно успешным, несмотря на санкции, которые коснулись в первую очередь нашей промышленности. Мы это все преодолели. Удалось не только сохранить производство и коллективы, но и обеспечить рост объемов. Здесь, конечно, поспособствовала востребованность региональных предприятий при решении задач по импортозамещению.

- Вернемся к теме богатого урожая. Известно, что большой урожай влечет риски снижения цен на зерно. Как оцениваете ситуацию, есть ли риски для земледельцев? Потребуется ли им поддержка государства и в каком виде?

- Саратовская область находится в числе лидеров РФ по урожаю сельхозкультур. У нас первое место в ПФО и пятое место в РФ. Думаю, что по итогам года мы переместимся на четвертое место. В частности, регион второй год подряд лидер в РФ по сбору подсолнечника, в этом году его собрано 1,9 млн тонн.

Отмечу, что хороший урожай - это прежде всего продовольственная безопасность нашей области и регионов, куда мы поставляем свою продукцию. Именно это мы ставим во главу угла. Сегодня с уверенностью можно говорить, что Саратовская область обеспечена зерном сама и обеспечивает зерном ряд субъектов РФ. Саратовское зерно в основном направляется в субъекты РФ.

Говоря о ценах на зерно, напомню, что наш регион полностью обеспечен зернохранилищами, поэтому у сельхозтоваропроизводителей нет сейчас необходимости быстро реализовывать свою продукцию. То зерно, что собирается в Саратовской области, в полном объеме может складироваться и храниться в зернохранилищах региона, а с учетом того, что мы экспортируем часть зерна, зернохранилища загружены не на 100%.

Я был недавно в Петровском и Ивантеевском районах, там строятся новые зерновые хабы. В этом вопросе мы очень плотно работаем с РЖД, чтобы была возможность оптимальной логистики по железной дороге.

Повторюсь, наши сельхозтоваропроизводители чувствуют себя достаточно уверенно. И впервые, может быть, начали задумываться о переработке сельхозпродукции на территории субъекта.

На мой взгляд, экспорт сырья из региона - это действительно неправильный подход. Нужно перерабатывать урожай, увеличивать добавленную стоимость, это позволит создавать новые рабочие места. Министерству сельского хозяйства области уже поручено подготовить предложения о поддержке в 2023 году тех аграриев региона, кто начнет перерабатывать свою продукцию.

- Кто основные покупатели саратовского зерна? В какие регионы оно экспортируется?

- Мы экспортируем зерно по всей России, в 12 областей. Это Ростовская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Оренбургская, Самарская, Калининградская, Московская области, Краснодарский и Ставропольский край, республики Татарстан и Башкирия. В целом продукция АПК поставляется в 36 стран. В этом году освоили новые направления - Пакистан, Туркмения. В Китай начали поставлять овощную продукцию.

- Актуальный в этом году вопрос - решение проблемы промышленных логистических связей. Сейчас идет активное межрегиональное взаимодействие в этой сфере. Какие примеры успешного решения данной проблемы могла бы продемонстрировать Саратовская область? В каких отраслях?

- Действительно, в начале года мы испытывали определенные трудности в промышленной сфере. В первую очередь это было связано с нарушением логистических цепочек. Хочу сказать, что эти трудности мы преодолели. Так, в городе Маркс градообразующим предприятием является ООО "НПФ "МОССАР". Оно создано в 2007 году, входит в группу компаний INCOTEX Electronics Group (Москва) и является одним из крупнейших производителей электронной техники. В этом году предприятие оказалось в критической ситуации из-за поставок электронных компонентов с Запада. Были найдены альтернативные поставщики, быстро сертифицировали продукцию. В результате 1200 рабочих мест нам удалось сохранить. Более того, на данный момент на предприятии идет увеличение заказов, практически в два раза.

По межрегиональным связям выделю предприятие, задействованное в производстве автокомпонентов для автомобильной промышленности - завод "Балаковорезинотехника". По сути дела, предприятие было переориентировано на поставку сырья из дружественных стран и освоило выпуск новых изделий и автодеталей. В результате после восстановления работы концерна "АвтоВАЗ" объем заказов балаковского предприятия существенно вырос.

Рост заказов отмечается и на предприятиях приоритетных отраслей промышленности. Сейчас они испытывают потребность в кадрах и работают с образовательными организациями по подготовке и отбору нужных специалистов.

Так что наша экономика уже вышла из пике, можно говорить о ее росте - росте заказов, объемов отгруженной продукции. Об этом свидетельствует то, что по итогам года мы сохраним индекс промышленного производства на уровне 2021 года. Если даже сейчас есть какие-то затруднения, они решаются в рабочем порядке.

- ООО "ПК Транспортные системы" ведет производство троллейбусов на заводе электрического транспорта, на площадке завода, арендованного у "Тролзы". Как развивается проект? В последнее время активизировались региональные и межрегиональные программы обновления пассажирского транспорта в российских городах. Есть ли спрос на продукцию энгельсской площадки?

- Проект действительно показал большую востребованность. На заводе энгельсского подразделения "Транспортные системы" действует полный технологический цикл по изготовлению троллейбусов. Работает 360 человек. В 2020 году, когда холдинг только приступил к серийному производству троллейбусов на площадке завода "Тролза", предприятие изготовило 115 машин. В 2021 году выпустили уже 150 машин, в том числе 70 для Саратовской области и 32 кузова для трамваев. В плане этого года - 50 троллейбусов и 50 кузовов трамваев, его предприятие выполнит. А портфель заказов на 2023 год у нас сформирован с ростом: 150 "Адмиралов" и 50 кузовов трамваев.

Спрос на продукцию, безусловно, есть. Так, изготовленные в этом году троллейбусы "Адмирал" поступят в Брянск, Красноярск, Рязань, Омск. Важно, что холдинг работает над усовершенствованием транспорта. В этом году были представлены новые разработки: обновленная версия троллейбуса "Адмирал" с увеличенным автономным ходом и электробус "Генерал" с комбинированной зарядкой. Технология комбинированного воспроизводства заряда тяговых батарей у электробусов применена впервые в мире. Она сочетает в себе сразу три типа выполнения заряда: медленного от розетки, динамического от токоприемника и быстрого или ультрабыстрого типа через токоприемники. Это комфортный экологичный городской транспорт, который будет по достоинству оценен пассажирами.

- На какой стадии сейчас находятся мегапроекты в Балаково - модернизация балаковского металлургического завода и возрождение аэропорта? Идея вернуть аэропорт промышленным территориям по-прежнему актуальна? Сохраняет ли "Новосталь М" свои планы по балаковской площадке?

- Да, металлургический холдинг "Новосталь М" сохраняет инвестиционную программу развития на основном производстве в зоне своего присутствия в Саратовской области. Ключевые направления были обозначены в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве между правительством области, компанией "Новосталь М" и АО "Металлургический завод - Балаково" в 2021-2022 годах. Оно предусматривает реализацию крупных проектов на общую сумму свыше 60 млрд рублей. Это строительство до 2025 года металлургического комплекса универсального прокатного стана с созданием около 2 тыс. рабочих мест.

Кроме того, холдинг впервые в России занимается реализацией проекта замкнутого цикла переработки цинкосодержащего сырья и производства оксида цинка. Также в планах - строительство грузового речного порта в Балаково и комплекса по производству кислорода.

От намерений возродить аэропорт в Балаково компания тоже не отступила. Проект остается в силе. Однако в связи с корректировкой в части экспортных доходов, к сожалению, немного передвинулись сроки реализации проекта. Но инициатива остается, и мы занимаемся этим проектом.

- Сейчас идет формирование бюджетов на 2023 год. Какова ситуация с собственными доходами? Какие отрасли экономики и конкретные предприятия потребуют дополнительной финансовой поддержки из регионального бюджета, а какие сами выдержат и будут сами развиваться дальше?

- В Саратовской области стабильная бюджетная ситуация. Сохраняется положительная динамика по доходам. Рост, заложенный в параметры бюджета, обеспечит выполнение всех социально-значимых обязательств, включая инвестиционную составляющую.

Областная адресная инвестиционная программа на 2023 год запланирована в сумме 8,8 млрд рублей, основной объем - 6,9 млрд рублей - за счет средств федерального бюджета с ростом 300 млн рублей.

Среди значимых объектов: строительство областного противотуберкулезного диспансера, реконструкция областной детской больницы в Саратове, реконструкция объектов здравоохранения в рамках программы модернизации первичного звена, реконструкция малой сцены саратовского ТЮЗа, строительство жилого комплекса в Балаковском доме-интернате. Продолжим реализацию и других проектов, в том числе с привлечением средств госкорпораций, Фонда содействия реформирования ЖКХ и заемных средств.

В текущем году регион вошел в новую программу расселения аварийного жилья. На реализацию первого этапа Фондом ЖХК выделяются 5,3 млрд рублей. Из областного бюджета будет выделено 2,9 млрд рублей.

На 2023-2025 годы запланировано привлечение инфраструктурного бюджетного кредита еще на 4,6 млрд рублей. На реализацию проекта комплексного развития бывшего аэропорта "Саратов-Центральный" в черте города в этом году мы получили первый транш в 1,5 млрд рублей, он осваивается. Также на ближайшие два года предусмотрены ассигнования по проекту скоростного трамвая в Саратове в общей сумме 3,9 млрд рублей. Средства в таком объеме являются экономически оправданными.

В целом бюджет-2023 сохраняет социальную направленность. Из общего объема расходов 68% приходится на отрасли социальной сферы. В бюджете заложены, в частности, расходы на индексацию социальных выплат и зарплаты, обеспечение бесперебойного функционирования учреждений бюджетной сферы.

- Как в регионе решается проблема занятости населения? Испытывают ли предприятия дефицит квалифицированных кадров? Находятся ли рабочие места для переселенцев из ЛНР и ДНР? Какую работу правительство области ведет с ними и с их семьями? Как идет поддержка семей мобилизованных?

- По состоянию на 20 декабря уровень официальной безработицы в регионе составил 0,6%, год назад было 0,8%. В целом мы говорим уже не о проблеме безработицы в регионе, а о нехватке кадров. У нас свыше 20 тыс. вакансий при 8 тыс. соискателей.

Так, при содействии органов службы занятости в этом году нашли работу 40,5 тыс. человек. На временную работу трудоустроено 13,5 тыс. безработных и подростков. Профориентационные услуги и услуги по социальной адаптации, психологической поддержке получили почти 56 тыс. жителей региона. Более 4 тыс. граждан получили новые профессиональные компетенции, пройдя переобучение по направлениям службы занятости.

Широкие возможности для приобретения новых профессий и развития имеющихся компетенций для определенных граждан обеспечил национальный проект "Демография", в рамках которого на переобучение направлено 3,5 тыс. жителей области, их них 2,9 тыс. человек уже завершили обучение, а 2,5 тыс. были трудоустроены или сохранили работу.

Сглаживанию санкционных последствий способствовали и федеральные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в рамках которых организована временная работа для людей, находящихся под риском увольнения, а также общественные работы для безработных и ищущих работу.

Кроме того, организовано профессиональное обучение работников промышленных предприятий. Временные и общественные работы организованы у 360 работодателей области. Трудоустроены почти 4,5 тыс. человек, в том числе 1,8 тыс. человек, находящихся под риском увольнения. В обучении работников, находящихся под риском увольнения, участвуют девять промышленных предприятий региона. На обучение по 78 образовательным программам направлено 225 работников. Более 550 человек трудоустроены в ходе реализации программы субсидирования найма молодежи до 30 лет, а также поддержки граждан, вынужденно покинувших ДНР и ЛНР.

Да, переселенцы находят работу в регионе. Мы практически всех трудоустроили. Кто хотел выйти на работу, тот вышел. Мы уже трудоустроили 166 граждан из ДНР и ЛНР. При этом 141 предприятие области заявило о 1413 вакансиях и возможности трудоустройства этих граждан. По 230 вакансиям работодатели готовы предоставить служебное жилье.

Что касается поддержки семей мобилизованных, у нас действуют 12 мер поддержки. Это и единовременная социальная выплата в размере 50 тыс. рублей из областного бюджета. Всем мобилизованным она выплачена. Это и бесплатный проезд в общественном транспорте, освобождение от транспортного налога семей мобилизованных, бесплатное питание в школах и бесплатное посещение детских садов для их детей. Все эти меры поддержки работают в регионе. Этим вопросам уделяется особое значение. Этому посвящена работа органов власти.

- Как вы сами планируете встречать Новый год? Что пожелаете жителям Саратовской области?

- Встречать Новый год буду дома со своей семьей, считаю, что это - семейный праздник, поэтому проводить его нужно в кругу родных людей. Жителям пожелать хочу, в первую очередь, здоровья. Это самая главная ценность. И пусть 2023 год принесет каждому только хорошие перемены, будет добрым и успешным для всех.