Посмотрите пожалуйста на это замечательное фото. Это Токио, 1964 год. Более 20 человек следят за тем, кто из бегунов в какой последовательности пересечет финиш. Только через несколько лет они начнут использовать инструменты для фотофиксации. В наше время сложно себе представить, что раньше могли таким образом выполнять эту задачу. На самом деле, фотофиниш начали использовать на Олимпиадах с 1928 года, но как видите, далеко не все стали пользоваться этой технологией с самого начала.
Так и в реальном бизнесе. В 2008 году мне казалось, что CRM-система есть в каждой компании, ведь я же себе внедрил её сразу в первый год существования своего агентства. Но даже спустя почти 15 лет, очень много компаний работают без разных полезных инструментов для автоматизации продаж и ведения бизнеса. Почему так происходит? Озвучу популярные пять причин.
1. Банальное незнание об этих технологиях
2. Все вроде как работает и так нормально
3. Был опыт внедрения, когда не получилось до конца всё внедрить
4. Был опыт саботажа со стороны сотрудников и непонятно как с этим работать
5. Страхи за безопасность коммерческих данных
Но самая главная причина обычно в том, что в компании в принципе нет выстроенного бизнес-процесса, который можно автоматизировать. В отделе продаж можно обойтись без CRM - используя таблицы и обычные текстовые файлы. Да, я не шучу. Почитайте книги по организации отделов продаж начала нулевых годов и там все подробно рассказано и показано, как это делать. Но эти документы, это всего лишь артефакты, которые идут к бизнес-процессам - не более того. Когда в компании процессы описаны, то переводить их из одного формата в другой понятная и конкретная задача.
Когда же начинается внедрение на хромающие бизнес-процессы, то это настоящий челлендж, ведь интегратор начинает выполнять не только IT-шную функцию, но и фактически, бизнес-консультанта. А как вы понимаете, для консультанта очень важна насмотренность и много кейсов за плечами. К сожалению, далеко не в каждом интеграторе есть такие специалисты и большинству клиентов предлагаются типовые решения. Что, кстати, тоже неплохо и для многих компаний позволяет всё равно упростить жизнь.
Но я сторонник такого подхода, что если ты малый бизнес и не можешь нанять нормального интегратора, то бери какую-нибудь систему и начинай работать на базовом функционале. Со временем поймешь, каких функций не хватает и уже появится запрос к интегратору на их внедрение. Но в вашей компании, должны заработать эти процессы, вы должны обучить нейросеть своего бизнеса их выполнять. А после их можно переносить уже и в другие форматы. Это как со сквозной аналитикой - толку от того, что вы сделаете себе аккаунт в Power BI отчеты у вас там формироваться не начнут - необходимо выстраивать функции по сбору данных, хранению, обогащению и только потом по визуализации.
Мораль проста. Не думайте, что IT-решения по автоматизации станут волшебной таблеткой, после которой все полетит. Мыслите категориями бизнес-процессов и бизнес-результатов.
- маркетинг, продажи
- более 550 успешных маркетинговых проектов