Экономический взрыв в 20 веке и последующий рост платежеспособного класса в Китае сделали страну крупнейшим в мире потребителем товаров класса люкс. Но, по иронии судьбы, сам Китай на тот момент еще не успел обзавестись достойными именами для конкуренции с европейскими премиальными брендами.
Печальная репутация продукции, созданной в Китае, не внушала оптимизма даже отечественным потребителям этой страны. Все это создало толчок для появления нового класса предпринимателей, решительно настроенных изменить эту ситуацию.
Ренессанс
За последние 10 лет на рынке стали появляться компании и бренды, завоевавшие доверие как местных потребителей, так и мировых, а также снискавшие уважение и интерес у мировой прессы и крупных люксовых концернов.
Цзян Цюн Эр, генеральный директор и креативный художественный руководитель китайского бренда предметов роскоши Shang Xia, рассказывает:
«У Китая проблемы с имиджем после многих лет массового производства некачественных товаров, частично из-за сосредоточенности на экономическом развитии… И именно такими нас воспринял мир, когда мы впервые запустились».
В Шанхае, в великолепной минималистской обстановке, напоминающей белую пещеру, покупатели Shang Xia найдут кожаные сумки с бамбуковым плетением, изысканные чайные сервизы из фарфора, позолоченные 18-каратным золотом, и мебель в стиле династии Мин стоимостью до 100 000 долларов США. Все это сделано в Китае с использованием различных древних китайских ремесленных технологий. Китайский лейбл, основанный в 2008 году, гордится своей продукцией и считает «возрождением изысканной китайской культуры».
Обратно к истокам
Усилиями талантливых дизайнеров и предпринимателей удалось запустить механизм позитивного сдвига в восприятии китайских брендов. Анджелито Тан, партнер-основатель и исполнительный директор RTG Consulting, говорит, что национальная гордость растет. По его мнению, китайские бренды должны установить четкую дифференциацию, чтобы привлекать своего потребителя.
«Концепция «Сделано в Китае» постепенно становится популярной. RTG считает, что китайские люксовые бренды имеют наилучшие шансы на успех, делая акцент на ремеслах, в которых Китай успел создать многовековые традиции. Например, в работе с такими материалами, как нефрит, шелк или дерево. Работая с аудиторией, которая все больше узнает локальную историю и ценит качество, китайские бренды должны использовать свои культурные традиции и обращаться к истории Китая. Наследие служит показателем качества и уникальности», — говорит Тан.
Подлинная китайская роскошь и истории мирового успеха
Qeelin
Именно эту концепцию и выбрали для себя многие дизайнеры и бренды “Нового Китая”. Например, ювелирным бренд Qeelin, который сочетает в себе элементы китайской культуры и истории с французским мастерством. Компания создала серию подвесок Bobo с медведями-пандами, инкрустированными бриллиантами. Qeelin стал международным хитом, заполучив внимание и знаменитостей. Такие звезды как Мэгги Чанг, Кэти Перри и голливудская актриса Сальма Хайек с удовольствием носят и показывают в своих соцсетях замысловатые изделия этого производителя.
Qeelin был основан в 2004 году гонконгцем Деннисом Чаном и французом Гийомом Брошаром. Первый бутик был открыт не в Китае, а в Париже. Из-за очевидных восточных влияний Qeelin широко рассматривается как китайский бренд класса люкс, хотя Чан не согласен с таким восприятием.
«Мы не считаем себя китайским брендом. Qeelin дебютировал на Каннском кинофестивале в 2004 году. Наш первый бутик был открыт в Пале-Рояль, во Франции. Когда люди посетят наши магазины, они увидят, что мы международный бренд, а не локальный”.
В декабре 2012 года компания была приобретена французским конгломератом предметов роскоши Kering и с тех пор было открыто восемь новых бутиков. Люксовый бренд теперь присутствует в нескольких мегаполисах, в общей сложности имея 21 бутик в Пекине, Шанхае, Гонконге, Лондоне, Токио и Сингапуре.
Wen jun
Еще один китайский бренд, выкупленный французами - Wen jun. LVMH Moët Hennessy приобрела 55-процентную долю в этой винокурне Байцзю в 2007 году и провела масштабный ребрендинг, сосредоточившись на богатой истории как самого напитка, так и бренда. Французский гигант предметов роскоши также вложил миллионы в строительство центра для посетителей и клуба рядом с винокурней Wen jun. К развитию бренда был привлечен британский дизайнер, работавший с Hennessy, для создания новой бутылки в форме лютни в китайском стиле.
Доминик Райан, вице-президент по маркетингу Wen jun, говорит, что винокурня, которая была основана во времена династии Мин, до сих пор использует традиционные методы производства, такие как метод однократной дистилляции и использование своей авторской техники ручной ферментации “Qu”.
Ребрендинг имел огромный успех, что привело к 140-процентному увеличению продаж уже через год. Wen jun продолжает оставаться одним из ведущих элитных спиртных напитков на китайском рынке и сейчас. Пол-литровая бутылка напитка Байцзю от Wen jun сегодня продается на полках магазинов по цене от 240 долларов.
Концептуальный мебельный дизайн
Одним из главных двигателей мебельных брендов “Нового Китая” на мировом рынке стал Хоу Чжэн Гуан. Являясь предпринимателем и концептуальным дизайнером, имея степень Магистра мебельного дизайна и технологии в Букингемском университете, а также занимая высокую позицию в Китайской Мебельной Ассоциации, он проводит по всему миру тематические мероприятия и выступает в качестве популярного спикера.
Основа современного китайского концептуального дизайна интерьера - китайские культурные истоки. Династия Мин, знаменитые сады Сучжоу и традиционная китайская живопись тушью - канва, которая сплетается с современным модернизмом и минимализмом, чем-то даже напоминающим скандинавский стиль.
Эстетика китайского дизайна воплощена в деталях и искусных штрихах. Косой угол здесь, изогнутый край там — придают предметам мебели едва уловимый восточный оттенок.
Двойственная природа китайского современного мебельного дизайна прижилась и в самом Китае. Эти компании искусно совмещают свою локальную традицию и стиль с европейским подходом. У многих брендов в командах талантливые итальянский и французские специалисты с опытом работам в крупных люксовых международных брендах и холдингах.
Инь и Янь: слияние Востока и Запада
Модель слияния локальных люксовых брендов с западными гигантами уже показала свою эффективность. Компаниям удалось создать таким образом доверие потребителей и интерес к продукции, созданной в Китае.
Насытившись “тяжелым люксом”, как локальные, так и международные потребители все чаще отдают предпочтение более мелким и малоизвестным брендам. Такие компании считаются более эксклюзивными, а их продукция - уникальной.
Китайские бренды способны эффективно совмещать аутентичность, качество, наследие и быстро меняющиеся потребительские настроения. В 21 веке Китай создает еще один оазис концептуального дизайна наравне с Лондоном, Миланом и Парижем.
Компания Decotron одна из первых привезла на российский рынок продукцию мебельных концептуальных дизайнеров “Нового Китая”. В 2022 году был запущен интернет-магазин, а в 2023 году планируется открытие шоу-рума в Москве, где можно будет посмотреть воочию продукцию современных дизайнеров Китая.