У моей деревенской бабушки на Полесьи всегда была корова. Без коровы было никак. Молоко и кисломолочные продукты были основными в меню и никому не приходило в голову ездить за ними в магазин в райцентр. А в деревне жить и не держать корову- это баловство, пустая жизнь и поэтому молоко не продавали. Совсем. Так что мое летнее раннее , среднее, позднее детство, и даже кусок юности прошли с коровой на дворе. Коровы менялись: старели, продавались, но я не помню их характеров. Эта мысль мне пришла в голову где то месяцев через шесть после покупки моих подопечных. То ли полесские коровки были сильно скромными, то ли не я хозяйкой их была, но у меня осталось ощущение будто я листаю фотоальбом той поры. И бумага гладкая и печать хорошая, а достоверности - нет.
Приобретя мою прекрасную троицу я сразу поняла, что надо искать учебник зоопсихологии. Но в нем глава за главой исследовались то вьюрки, то мыши, иногда- собаки. Но коровы были передо мной, яркие и характерные личности.
Положение немного спасла книга британской фермерши Янг Розамунд " Секретная жизнь коров". Книга была составлена из новел, публиковавшихся в воскресных номерах какой то лондонской газеты на протяжении ряда лет.
Сами понимаете, что там, где живут английские учёные, непременно обитают и английские фермеры и английские любители животных. Эта книга укрепила мою уверенность, что коровы не пешки и с ними надо искать какие то точки взаимодействия.
Сегодня, спустя три с лишним года жизни с коровами, наблюдая несколько поколений животных, я могу с уверенностью говорить как о каких то привычках, передающихся из поколения в поколение, так и способности к научению индивидуумов.
В этом отношении очень характерна история Сахаайи, маленькой коровьей девочки , приехавшей в Москву с мамой на выставку. По рассказам Степана, крестного, считай, отца наших коровок, Эби (Эбириэнчик, Пеструшка, як.) отправляли на выставку из-за красоты и стати. Леопардовый окрас , рога венком, пропорции- все при ней и глаз не отвести.
У Эби была 6 месячная дочь, Сахаайя . 6 месяцев для коровьего ребенка - это нормальный срок отлучения от мамы. Якутские коровы к этому времени уже кормят детей чуть-чуть, а якутские телята к 6 месяцам практически бросают сосать своих мам. Погрузили красотку Эби в машину, поехали в Якутск, где формировалась вся делегация животных в Москву: и лошади, и привезенный из другого района Якутии бык Харысхан. Оформляют бумаги, закидывают в машину, что повезет животных, сено и комбикорм, а Эби не ест. С ноги на ногу переступает, не ест, а потом и переступать перестала. Легла.
Отправить скотинку на выставку-тот еще квест! Прививки, грузовые ведомости, "Меркурий" (система учёта животных) во всей красе. Заболела?!
А там, в хозяйстве не ест Сахаайя. Ничего не поделаешь, поехали за девочкой, привезли к маме, переделали сопроводительные документы, и отправили в Москву. Вот во всех сюжетах с выставки 2019 года они и фигурируют рядом:мать и дочь. Дикие до кончиков копыт. Дочь - то врывается на выводную арену к маме, то прячется за маму в вольере.
Уже дома Эби долго не давала подойти к Сахаайе, очень долго. И на рога за куртку недотепу -внучку поднимала и лягалась-кусалась-бодалась. Весь арсенал, что может применить корова был ею испробован. И даже рождение следующей дочери не убрало этой патологической боязни потерять свое дитя. Наверное, она перестала трястись над Сахаайей только когда последняя вошла в пору нетели и стала пользоваться вниманием Харысхана. И выросла у нас Сахаайя абсолютно дикой коровкой
Ни тебе почесать коровку, ни тебе подоить.Только в этом году, спустя три года после нашего знакомства, она начала разрешать себя гладить. Все прививки и анализы-лежа, в глубоком обмороке. Ветеринар матерится, помощники ветеринара - тоже, хозяева жалобно что то блеют, Сахаайя лежит - ноги кверху, глаза красные, с жизнью прощается. Ни сухарики хозяйские, ни яблочки не срабатывают.
Папа у Сахаайи, бык Таатта, -крутой мужик.
Здесь надо сделать "лирическое" отступление: этот текст я написала позавчера . И два дня и один вечер искала возможность засунуть в текст коротенькое видео с папой Тааттой. Но у меня ничего не получилось. К сожалению, друг, который продвинутый пользователь, и к которому можно обратиться, уже пошел праздновать. Сегодня сочельник католического рождества. Грех великий отрывать друга от гулянки и начинать косноязычно рассказывать про Таатту. С залом тоже напряженка.Поэтому беру пока тайм аут, обязательно размещу видео с Тааттой, а сейчас просто постараюсь его описать.
Это большой темно-бурый зверь, с мощной грудью, небольшими рогами. На шкуре редкие-редкие белые пятна. Сахаайя мастью пошла в него.
Если приглядеться, то видно, что он грязный даже на голом сухом поле в сухую погоду. И Сахаайя тоже остается грязной в сильнейшую засуху. Каким образом это передалось по наследству -не понимаю! Сахаайя-самая обросшая грязью коровка моего стада. Если другие коровы будут грязными слегка -то Сахаайя по самые уши. Посмотришь на нее и становится понятно, что эту коровку никто не чистит, не чешет и в стойле у нее болото.
Но самое удивительное, что и ее сын, Айхал , такой же, как мама: грязненький, мурзатенький. Это при респектабельном папе Харике!
Генетика, однако! Как это работает на уровне цвета глаз, рогов, и шкуры- знаю. Как на уровне грязи- не знаю!