Найти тему
Новый очаг

Длинный рубль и романтика: где работали студенческие отряды в СССР

Это было отличное изобретение. Раз в год, бедный студент мог разжиться круглой суммой и вообще, переключить мозги. Пахать на стройке весь день без устали, потом полночи петь песни под гитару, а утром встать и помчаться на работу? Нет проблем! И ведь не уставали же! Ещё и мотались на дискотеки, устраивали Дни Нептуна и «Экваторы» и просто чудили. Студенческим отрядам СССР посвящается.

    Длинный рубль и романтика: где работали студенческие отряды в СССР
Длинный рубль и романтика: где работали студенческие отряды в СССР

Стройотряды (или студотряды) формировались на базах вузов, техникумов и училищ. Для многих студентов это была не только возможность хорошо подзаработать, но и — покататься бесплатно по стране. Правда, не всегда эти поездки были комфортными.

Содержание статьи

  1. Где работали стройотрядовцы
  2. Романтика и дороги
  3. «Не надо зарывать молодость в подушку!»
  4. Сколько зарабатывали в стройотряде
  5. Как это начиналось
  6. Что они строили
  7. Шикарные кадры

Где работали стройотрядовцы

Конечно, у многих студентов не было нужной строительной квалификации, однако простую работу они могли выполнять и не гнушались ею. Кроме «классических» стройотрядов, которые могли работать на стройках, были и другие.

Студенты чем только не занимались. Собирали арбузы под Астраханью. Работали проводниками в поездах. Ездили на Дальний Восток на путину, работая на рыбоперерабатывающих заводах. Были даже студенческие землеустроительные и археологические отряды.

Романтика и дороги

Это была отдельная песня. Наш отряд, который ехал на путину во Владивосток, в первый раз везли на поезде… в общем вагоне. За трое суток нас так умотал сон вповалку, что мы забирались на верхние, багажные полки и выключались там…

Во Владивостоке двое суток, дожидаясь прихода лайнера в порт, спали в школе на матах. Во время трёхсуточной поездки до острова Шикотан, больше половины стройотряда слегли от морской болезни. Романтика? Конечно. Разве нас могли смутить эти трудности? Зато назад мы летели на самолётах, после почти двух месяцев работы на рыбзаводе наш отряд мог себе это позволить.

«Не надо зарывать молодость в подушку!»

Работали по сменам. Самое забавное, что ночная смена для нас не была поводом спать после неё до вечера. Наш мастер поднимал нас уже в обед криком: «Не надо зарывать молодость в подушку!» И вёл на приключения.

Мы облазили и объездили всё, что могли, купались в ледяном океане, ездили на мыс Край света, ходили в бухту Цунами, пели песни под гитару, устраивали праздники (День Нептуна и Экватор)… В общем, было не до сна.

Сколько зарабатывали в стройотряде

Очень даже неплохо. Так, за работу на складе рыбоперерабатывающего завода на Шикотане, студент из нашего отряда мог «поднять» за сезон около 500 рублей.

Бойцы ССО, которые работали в регионах с северными надбавками, привозили домой со стройки по тысяче рублей на человека и даже более. А на ударных стройках эта цифра могла подняться и в два раза выше. При этом средний заработок инженера тогда составлял 120-130 рублей.

Как это начиналось

Датой рождения ССО считается 13 октября 1958 года. В этот день комсомольская организация физфака МГУ решила создать первый студенческий отряд. А весной следующего года 339 студентов поехали в Казахстан. За сезон они построили 16 объектов (12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник) и заработали в целом 250 тысяч рублей. В 1961 году это движение подхватили другие вузы СССР.

На самом деле всё начиналось гораздо раньше. У стройотрядов была предтеча — летние трудовые практики. Летом 1924 года Наркомат труда СССР издал первую инструкцию о летней практике, а в 1933 году на стройках пахали уже 350 тысяч студентов. Только тогда их называли «трудармейцами». Молодёжь работала на строительстве Магнитки, Днепрогэса, Московского метро, железной дороги Москва-Омск, на уборке урожая и заготовке леса. Восстанавливала Ленинград, Сталинград и Донбас.

Что они строили

Что это за ударные стройки? Очень многие объекты в разные годы были объявлены ударными стройками страны, на которые ехала молодёжь. Так, в 1967 году Всесоюзной ударно-комсомольской стройкой был объявлен ВАЗ, в 1971 году — КАМАЗ, в 1974 году — БАМ, а в 1978 году — Саяно-Шушенская ГЭС. Движение было грандиозным: к середине 80-х через стройотряды прошло 12 миллионов 758 тысяч студентов.

Шикарные кадры

Говорят: лето — это маленькая жизнь. То же самое можно сказать и о стройотряда. На всех этих дорогах, со всеми работами и тяготами, и новым самостоятельным опытом, мы и взрослели.

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов рассказывал: «Я на глазах видел, как растут шикарные, классные, великолепные кадры. Он приезжает бригадиром — закрывал наряды, руководил, расставлял на работу, занимался обеспечением, кормил, охранял, возил — это уже был человек, которого завтра можно директором школы посылать».