Найти тему
Русский - это просто!

ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Лексические ошибки.

Как себя настроить на задание 6? На что обратить внимание, чтобы получить балл за это задание?

Задание 6 - не такая уж страшная крепость. На неё взобраться по силам каждому. Ведь это задание направлено на проверку языкового чутья. У тех, кто к этому чутью прислушивается, все точно получится. Ведь всё это относится к сфере общения. Если вдруг привычные фразы как-то изменятся, наше языковое чутьё будет бить во все колокола и сигналить: "Тут ошибка! Мы не так говорим!".

Чтобы окончательно успокоиться, вспомним, что такое лексическая сочетаемость и избыточность словосочетания. Именно это и проверяют в задании 6.

Поговорим про лексическую сочетаемость? Фото автора.
Поговорим про лексическую сочетаемость? Фото автора.

Что такое лексическая сочетаемость?

Наш язык невероятно богат. Его изучать интересно, потому что он таит в себе множество загадок, сюрпризов! Сколько открытий для себя тут можно совершить! Это сундук с фокусами, ребусами, чудесами! Русский язык - сложная система, в которой есть правила, а есть исключения из этих правил. Но всё-таки здесь существуют свои законы. И законы эти связаны с лексической сочетаемостью.

Что это значит? Все слова русского языка в процессе нашего с Вами общения вступают друг с другом в какие-то отношения, взаимодействуют друг с другом. Когда слова работают как настоящая команда, мы это сразу чувствуем. Мы понимаем, что слова идеально подходят друг другу, идеально сочетаются друг с другом.

Это и есть лексическая сочетаемость! Например, в языке есть устоявшиеся словосочетания: одержать победу, задать вопрос, ответить на вопрос, дать ответ.
Мы привыкли их такими видеть. И сразу начнём протестовать, если в этих "родных" словосочетаниях поменяют игрока, так скажем.
Одержать первенство, спросить вопрос, дать руку и сердце.
Заметно же, что что-то не так?

Вот и в рамках задания 6 учеников просят обнаружить нарушение лексической сочетаемости. И это задание не считается сложным, потому что внимательные носители языка обязательно почувствуют неладное и без труда исправят ошибку.

Все мы разные. Кто-то с лёгкостью справляется с этим заданием без каких-либо усилий, а кому-то придется внимательно относиться к повседневной речи и начать наблюдение за общением людей.

Что такое избыточное словосочетание?

Это такое словосочетание, где есть "третий лишний", так скажем. Другими словами, это масло масляное.

Избыточными называют такие сочетания, в которых одно слово повторяет значение другого. То есть два слова будут обозначать одно и то же.
Например: Первая премьера этого фильма состоялась двадцать лет назад.
Премьера и так обозначает стартовый показ. Прилагательное ПЕРВАЯ здесь лишнее, оно делает вообще все предложение избыточным.

То есть в рамках задания 6 выпускники должны устранить такого рода ошибки: убрать лишнее из предложения.

Внимание! Внимание! И ещё раз внимание! И тогда всё получится!

Задание 6. Рассмотрим варианты

Как я уже сказала, в этом задании проверяют способность обнаруживать два типа ошибок. Поэтому или ищем ошибку и исправляем её, или находим лишнее и удаляем его восвояси.

Рассмотрим эти варианты заданий.

Фото автора.
Фото автора.

Итак, в этом задании нужно внимательно прочитать предложение и найти лишнее слово, которое повторяет значение другого слова. То есть ищем два слова с одинаковым значением и одно без сожалений убираем из предложения. Вот этот лишний элемент и будет ответом.

Что не так в этом предложении? Обратите внимание на сочетание "взаимный диалог". Вот в нём и спряталась ошибка. Диалог и так предполагает общение с кем-то, взаимность. Поэтому прилагательное ВЗАИМНЫЙ здесь ни к чему.

Ответ: взаимный

Фото автора.
Фото автора.

А вот уже другой вариант задания 6. В предложении нужно найти нарушение в словосочетании и исправить его.

Посмотрите внимательно. Что смущает? Конечно, "сделали ряд решений"! Здесь глагол СДЕЛАЛИ оказался каким-то чудом. Мы решения не делаем, а принимаем.
Должно было быть: Компании приняли ряд решений...

Ответ: приняли

Как помочь себе с этим заданием?

Если лишние слова дети обычно без особого труда находят, то вот с заменой неверно употреблённого слова иногда возникают сложности.

Чтобы привыкнуть к правильным сочетаниям слов, мои ученики при разборе вариантов выписывают эти словосочетания. Кто-то для этих целей заводит небольшой блокнот, а кто-то делает вот такие карточки. Кому как удобнее.

Фото автора.
Фото автора.

Почему всё-таки стоит выписывать? То, что написано собственной рукой, запоминается лучше. А ещё такие карточки - это сконцентрированный материал: почаще читай, чтобы визуальная память тоже работала.

Полезности для ЕГЭ можно найти в этой подборке.

Полезности для написания сочинения смотрим вот тут.

Спасибо, что заглянули на мой канал! Надеюсь, была Вам полезной!
В следующей публикации попробуем проверить своё языковое чутьё. Согласны?