Найти тему
Raut Route

Как я побывала в «Реальном космосе»

Спойлер: мне не понравилось. Хотя всё, вроде, удалось. И скафандр «примерить». И стыковку «произвести». И в открытый космос «выйти». Что же было не так?

Автор материала в скафандре «Орлан МКС» (виртуальное моделирование)
Автор материала в скафандре «Орлан МКС» (виртуальное моделирование)

«Реальный космос» — это название мультимедийной интерактивной выставки, которая открылась вчера, 21 декабря 2023 года, в московском Центре современного искусства М'АРС.

В ходе вернисажа перед гостями и журналистами выступили автор идеи и продюсер, генеральный директор компании «Интеркосмос медиа» Владимир Арьков, соавтор проекта и создатель фотоконтента выставки, лётчик-космонавт, Герой России Антон Шкаплеров, ведущий инженер отдела внекорабельной деятельности Ракетно-космической корпорации «Энергия» Дмитрий Ахмеров, исполнительный директор ЦСИ М'АРС Елена Давыдова, а также композитор, исполнитель классической музыки, электронный музыкант и визуальный художник Никола Мельников.

По словам руководителя ЦСИ М'АРС, «данная выставка — это первая масштабная попытка художественно воссоздать атмосферу Международной космической станции, показать восхитительные виды планеты Земля, работу и досуг покорителей космоса и дать шанс гостям проекта самим “надеть” скафандры и “выйти” в открытый космос».

Правда, у самой Елены Давыдовой, по её признанию, выйти в космос не получилось — мгновенно закружилась голова и стало нехорошо. Так что, если решитесь, имейте ввиду: несмотря на то, что прогулка будет виртуальной, для этого всё равно нужно иметь крепкий вестибулярный аппарат.

Все остальные экспонаты выставки тоже выполнены с использованием современных технологий. Пространство поделено на восемь интерактивных зон, где с помощью VR-шлемов, AR-устройств, голографии, проекций и инсталляций можно попытаться ощутить себя космонавтом. Например, попробовать поймать предметы, левитирующие в условиях микрогравитации, или самостоятельно пристыковать космический корабль «Союз» к Международной космической станции.

Возможно, я просто не очень дружу с подобными технологиями, но лично мне все эти виртуальные игрушки показались, во-первых, не очень высоко технологичными, какими-то незамысловатыми, ученическими. Как фанерные паровозики на детской площадке.

А во-вторых — и в-главных — они, на мой взгляд, увы, нисколько не добавляют экспонатам художественной ценности, не вносят дополнительных смыслов, не придают глубины, символичности. Чистая механика — и только.

Близким к искусству можно назвать, пожалуй, лишь один стенд на выставке. Тот, где демонстрируются потрясающие фотографии, сделанные Антоном Шкаплеровым в космосе.

Но и здесь технологии изрядно портят вам впечатление: снимки передаются через проектор, отчего страдают и чёткость, и яркость. А самое обидное — пропадает энергетика, исчезают флюиды, которые ощущаешь, когда смотришь на реальные, осязаемые, подлинные фотоснимки.

Тем не менее…

«Нам хотелось обратить внимание посетителей на хрупкость и уязвимость планеты Земля и подчеркнуть важность бережного отношения к нашему общему дому, — рассказал автор идеи проекта Владимир Арьков. — А быть может, кто-то начнёт с этой выставки свой путь к осуществлению мечты стать космонавтом».

Или, добавлю, инженером. Ибо, как считает представитель «Энергии» Дмитрий Ахмеров, «нет в мире более творческой профессии, чем эта».

… Если главными целями проекта были упомянутые, то организаторы свою задачу, считаю, всё же выполнили.

Вероника Милославская

Фото автора и пресс-службы ЦСИ М'АРС

P. S. «Зато мы делаем ракеты…», — вспомнит тут какой-нибудь читатель знаменитую строчку из «Рассказа технолога Петухова» Визбора. И будет, увы, совершенно прав.