Среди бесконечных записей о героях ВОВ отдельное место стоит выделить представительницам прекрасного пола. Несколько лет хрупкие девушки из гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка заставляли вражеских пилотов испытывать дикий ужас. А ведь лётчицам было от пятнадцати до двадцати семи лет, но немцы их звали «ночными ведьмами».
Марина Раскова была инициатором создания женского полка в авиации. Она стала первой женщиной пилотом РККА и первой дамой, носившей звание героя СССР. Сильные и смелые дамы со всей страны мечтали воевать в полку. Кто-то терял близких, кто-то любимых и мужей и жажды мести. Уже в сорок первом Раскова писала и просила Иосифа Виссарионовича одобрить создание женской эскадрильи. К осени полк создали.
Желающих было более двух тысяч, выбрали четыреста. У многих даже лётного опыта не было. У командующей Евдокии Берашанской был опыт десять лет.
В небольшом городе под Сталинградом обучали девушек. У них было всего несколько месяцев, а не несколько лет. К тому военное руководство считало, что дамы не способны выполнять такую работу.
С одеждой и обувью тоже были проблемы, поскольку рассчитаны они были на мужчин и часто оказывались велики. Из техники дали лишь старые бипланы У-2, на которых лишь учились летать. Техника не спасала даже от ветра, а уж тем более от выстрелов. Линейки, компасы, карандаши и часы в этих самолётах заменяли радары.
Поскольку нести такие самолёты могли не более двух бомб, на вылет отправляли до двух десятков самолётов. Ещё и летать могли лишь внизу, поэтому отправлялись по ночам.
В кабине был штурман и пилот. Летела группа. Первая часть светила прожекторами, вторая скидывала бомбы. Шумели самолеты как метлы, потому и звали смелых дам «ночными ведьмами». На радарах крохотные самолёты были почти не заметны, и скрывались в тёмном небе очень ловко.
Всего за несколько суток до взятия Берлина состоялся последний вылет «ночных ведьм». Три тысячи скинутых бомб, более двадцати трёх тысяч вылетов, аж двадцать три обладательницы звания Герой Советского союза.