перед началом собрания
Епархиальное собрание духовенства 2022 года. Конечно, обсуждалась ситуация с Украиной. Касательно, ситуации с УПЦ МП ничего нового. Патриарх просто напомнил, что Священный Синод Русской Православной Церкви в своих постановлениях 29 мая и 7 июня засвидетельствовал, что для полноты Русской Православной Церкви статус УПЦ доныне определяется грамотой патриарха Алексия 1990 года, которая предоставила УПЦ широкою автономию, эксперты уверяют кстати, что этот статус в чем-то представляет большие права, чем автокефалия, например, участие в заседаниях Синода Матери Церкви, возможность члену УПЦ быть избранным патриархом. Далее, обсуждались некоторые аспекты служения военного духовенства. Выяснилось, что практически никто не знаком с опытом дореволюционного духовенства. Многие считают, что дело священника сидеть в окопах, поднимать солдат в атаку. Все это романтично, героично, но в дореволюционное время священники находились в районе медсанбата, занимались богослужением, Исповедью, отпеванием, а не выполняли роль политработника, замполита советской армии. Странно было слышать священника, как он рассказывал, что носился со Святыми Дарами, убегая от противника. Что-то видно изменилось в сознании. Весьма заметно, что многолетняя работа по формированию военного духовенства не дала результатов. О. Димитрий Смирнов много сил приложил, чтобы привлечь офицеров в Церковь. Очень многие получили образование, затем рукоположение. И сразу забыли, что они когда-то служили в армии. Интересно, что была проделана гигантская работа по исследованию устройства Военного и морского духовенства, написаны книги и трактаты. Но, в какой-то момент их поставили на полку. Так же было отмечено, что в законодательстве отсрочка от мобилизации для духовенства не предусмотрена. Воевать же священнослужителю запрещено канонами. Но в условиях частичной мобилизации с руководством Министерства обороны удалось придти к временному решению, благодаря которому духовенству предоставлена отсрочка от мобилизации на всё время пребывания в сане. Увы, это временное соглашение. Патриарх высказался против абортов, возмущение вызывает государственное финансирование убийства собственного народа. Патриарх сказал, что уже 7 лет Церковь бьется, чтобы вывести аборты из ОМС. И безуспешно.Говорил Патриарх и о расчеловечении. Говорилось об идеи "Улучшения" человека, идеи трансгуманизма Если главной целью секулярного гуманизма являлось признание самого человека высшей ценностью. То на новом этапе "Новые искусители как бы говорят человечеству6 "Вам не надо следовать замыслу Божию о вас; попирайте образ Божий в себе, изменитесь - и будете как боги". Из вопросов меня более других заинтересовал вопрос о ектении об оглашенных. Пришла записка, в которой описывалась ситуация на приходе6 новый батюшка выкинул ектении об оглашенных, и народ возмутился, новаторство в церкви не очень приветствуется. И батюшка предложил недовольным уйти с прихода. Патриарх объяснил, что оглашенных больше нет, ектении устарели, но надо делать все, чтобы не искушать людей. Это самое главное. Очень верная позиция, иной не может быть. Правда следует заметить, что ектений три, и только две связаны с оглашенными. Третья представляет уже собой сокращение мирной ектении в Литургии верных. Собственно, с нее эта литургия и начиналась. и для любителей сокращений надо напомнить, что в перед началом литургией верных , были тайные молитвы верных, на которых верный тайно молился о своих собственных проблемах, чтобы помолится о них и отрешиться, чтобы воспеть "Милость мира". Но,еще при святителе Иоанне Златоусте эти молитвы были убраны, из-за каких-то искушениях. Может вернуть их обратно? Или по крайней мере не делать Литургию настолько возвышенной, чтобы отрешить ее вообще от нужд человека. Ведь повсеместно на литургии оглашенных убрали даже молитвы на сугубой ектении даже о конкретных людях на приходе. И самое главное. Института оглашенных, конечно, сей час нет, хотя нынешняя практика пусть минимальной, но подготовки к крещению подразумевает небольшое количество людней, которые не крещены , но готовятся к нему. Кроме того, с оглашенными покидали храм и люди , кающиеся несущие епитимью, отлученные от причастия. к сожалению, к последнем можно отнести 90 процентов нынешних прихожан. И тут вы приходим к главному вопросу: так для чего диакон просил покинуть этих людей храм? Настолько свята была следующая часть литургии, что ничто нечистое не должно было там оставаться. И иные святые видели Святого Духа сходящего на Святые Дары. А ныне это ощущение святости утеряно, причащаться рекомендовано, как можно чаще, даже и без подготовки. Мол, мы вас соединяем с Богом, а бог там разберется... Но, Он Милостив. Зачем это попрание древней практике Церкви, воздвигнутой на крови мучеников. Результат этой практики мы видим в католицизме. Моет стоит осторожнее подходить к Богослужению, внимательнее к Причастию., а не стремиться совершить литургию за рекордно малое время? Можно Евхаристию совершить совершенно одинаково, но с разным результатом, можно прочитать одни и те же молитвы, но с разным эффектом. Это не укладывается в наше рационалистичное восприятие действительности, но это так. ну сумма знания важна Богу, а Дух сокрушен и немногое другое, что постичь можно только опытно, только на опыте своей духовной жизни. С одним батюшкой мы стали рассуждать, а как еще можно облегчить совершение Литургии. Ведь достаточно прочитать евхаристический канон или даже просто тайносовершительные молитвы над Дарами и евхаристия должна совершить, это бы даже более близки к следованию за Тайно Вечерей и безо всяких входов и других песнопений. Так что Святейший Патриарх сказал правильно: надо сделать все, чтобы избежать разделения.
Игумения Ксения (Чернега). сообщила, что вчера по инициативе Церкви была внесена поправка, в принятый в третьем чтении законопроект о идентификации личности. Утверждено право личности на отказ от этой цифрой идентификации. Форма будет утверждена и отказ будет фиксироваться через МФЦ
В конце хочется привести слова Святейшего Патриарха, которые, на мой взгляд, являются главным выводом этого собрания: Идеалы, которые мы можем в ходе диалога предложить государству и обществу, по крайней мере в России, уже прямо содержаться в Евангелии или проистекают из евангельского учения. Не может быть в России таких нравственных идеалов и духовных ценностей, которые бы противоречили Слову Божию- иначе это уже будет не Россия