Самооценка играет значимую роль в жизни человека, так как уровень самооценки влияет на уровень достижений личности, реализации своих устремлений, целей и общения в социуме. Значительную роль в формировании самооценки играет наше окружение и семья.
Какие же особенности самооценки возникают у подростков из неблагополучных семей?
Этот вопрос изучила Рябинкина А.Н. В исследовании приняло участие 100 человек, из них 50 участников воспитанники детских домов и интернатов, то есть подростки из неблагополучных семей, а также 50 человек —контрольная группа, состоящая из учеников общеобразовательных учреждений, проживающих в обычных семьях.
Психолог проверяла самооценку у подростков с помощью следующих методик: «Шкала самоуважения» М. Розенберга, Проективная методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Дж. Лиггетта и «Личностный дифференциал» Бажина Е.Ф., Эткинда А.М.
В результате исследования было замечено, что самооценка подростков из
неблагополучных семей имеет сильное отличие от самооценки контрольной группы. Дети из неблагополучных семей характеризуются склонностью к самоунижению, недоверию и неодобрению собственных действий отмечая свою бесполезность и беспомощность, ожидая от окружающих непринятия своей личности. Они не видят в себе положительных черт, из-за чего выделяют только плохое, считая себя неудачниками. Подростки не гордятся своими успехами и не могут оценить результаты своей деятельности. У большинства подростков из неблагополучных семей преобладает неадекватная самооценка разных уровней. Выделяется как заниженная, так и завышенная самооценка. У детей из контрольной группы таких проблем нет. Дети трезво оценивают своё Я, считая себя достойными людьми. Они удовлетворены собой и имеют реалистическое отношение к своим способностям и притязаниям.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях своей семьи, приобретают нездоровую самооценку. С одной стороны, подросток оценивает лишь собственные желания и, воспринимая себя самоуверенно, с другой стороны, всецело зависит от мнения других, потакая и подчиняясь. Такие дети чаще всего недовольны собой и своими действиями, занижая свои результаты.ие