Главная отличительная особенность делового туризма заключается в том, что у него должен быть корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги, компании, организации, предприятия и прочее. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность.
Основными целями, которые преследуют деловые туры, являются:
- встреча с бизнес-компаньонами;
- участие в научных семинарах и выставках;
- проведение деловых переговоров;
- организация и проведение производственных совещаний и «круглых столов».
На протяжении большого количества времени лидерами делового туризма являлись страны Европы, но сейчас ситуация меняется и Россия также является активным участником этого процесса. С каждым годом услуги в сфере бизнес-туризма пользуются всё большей популярностью. Связанно это с рядом объективных причин:
1. стремительное развитие бизнеса;
2. развитие научно-технического прогресса;
3. необходимость мобильного передвижения.
Именно поэтому большое количество туристических холдингов предлагает бизнесменам широкий перечень услуг в сегменте деловых путешествий. Бизнес-туризм бывает нескольких видов и имеет специфические черты.
Площадками для проведения конференций являются деловых, отели, театры, концертные залы, университеты и другие учебные заведения. В последние годы международные мероприятия все чаще стали проводить в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью мероприятия, проводимые на бортах судов. Часто симпозиумы и конференции проходят в теплое время на берегу морей и озер.
Проведение деловых мероприятий сводится не только к проведению конференций и семинаров. Важным для данных мероприятий является организация приема делегаций, рабочих групп, а также предоставление широкого спектра дополнительных услуг по питанию, размещению, организации культурной программы.
В этом случае необходимо подходить к отбору средств размещения для организации конгрессов и конференций. Первое и основное требование, предъявляемое организаторами к гостинице – это емкость номерного фонда, под которой понимается вместимость, достаточная для того, чтобы все собравшиеся на конгресс представители проживали в одном отеле.
Деловые мероприятия могут быть достаточно разнообразными и обладать определенными райдерами.
MICE- туризм оказывает воздействие на развитие экономики тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличительных особенностей:
– внесезонностью (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года);
– прогнозируемостью (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения);
– массовостью;
– ориентацией на потребление услуг среднего и высокого качества, а также широким спектром дополнительных услуг[1].
Основной объем деловых мероприятий проводится в Европе и составляет 80% рынка, поскольку здесь сосредоточены лучшие профессиональные кадры, имеется богатая традиция проведения этих мероприятий. Крупнейшими центрами конгрессно-выставочного туризма в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Кроме того, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Все вышеуказанные регионы обладают соответствующей материально-технической базой и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей .
Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно. Согласно оценке специалистов, 75-80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург. Соответственно, участники данного сегмента рынка – и турфирмы, и их клиенты – сосредоточены в основном в наших двух столицах.
Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний, да и государства в целом – очевидны. Наиболее динамично развивающимся видом делового туризма является конгрессный туризм, который вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран.
По оценкам специалистов конгрессный туризм сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки ведущих московских гостиниц, в то время как на Западе эта цифра достигает 30%. При этом наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгрессцентр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании[2].
[1] Рябова И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Д. Драчева. – М.: КНОРУС, 2010. – 312 с.
[2] Гуляев В. Г. Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции. М.: Импринт, 2015. – 219 с.