Найти тему
Мастер-самоучка

Восстановление старой, 1992 года почвенной фрезы (культиватора) ФНМ-1 для мотоблока или минитрактора МТЗ

Фреза ФНМ-1
Фреза ФНМ-1

Расскажу вам о восстановлении раритетной почвенной фрезы для мотоблока или минитрактора МТЗ либо аналогов (мотор СИЧ, Агрос и т.д.), производства завода "Лидсельмаш" которую я нашел в сарае своего дома. Возможно, моя статья поможет кому-то починить или даже построить похожий агрегат.

С трудом прочитав табличку или, как сейчас говорят, "шильдик", я вооружился смартфоном и разыскал паспорт устройства.

-2
Инструкция
Инструкция
Взрыв-схема фрезы
Взрыв-схема фрезы

Почти все узлы и детали присутствовали но выглядела моя находка, как совершенно неработоспособный и неприглядный набор запчастей.

Корпус основного редуктора
Корпус основного редуктора
Цепь и шестерни
Цепь и шестерни
-7
Вертикальный редуктор
Вертикальный редуктор

Подшипники были забиты затвердевшим маслом и песком, они не вращались. Шестерни были изношены вконец. Кругом - грязь.

-9
-10
-11

Подшипники не подлежали эксплуатации
Подшипники не подлежали эксплуатации
Изношенный вал-шестерня
Изношенный вал-шестерня
-14

Отмывать ржавчину, пополам с грязью не хотелось и я воспользовался другой технологией: сварил самые грязные детали в каустической соде, используя сварочный аппарат. Детали при этом подключаются к "минусу", к плюсу - любая ненужная железяка. Реакция проходит в растворе каустической соды. Требуется, примерно, 4-5 часов. Помните: полюса должны быть разьединены в воде, иначе будет замыкание. Готовые детали надо окрасить, иначе они быстро ржавеют.

-15
-16
-17
-18
-19

Готовые детали выглядели уже хорошо. Грязи, ржавчины, краски, масла на них не было.

-20
-21
-22

Следующая проблема - шестерни. На этом фото можно видеть износ одной из рабочих шестерен (слева). Он максимальный.

-23

Я попробовал наварить шестерни с помощью специальных наплавочных электродов но ничего не вышло.

-24
-25
-26

Имевшаяся запасная шестерня, на которую я рассчитывал, к сожалению, оказалась бракованной. Посадка под подшипник на ней была прошлифована в неверный размер.

-27

Единственный выход - покупка новых шестерен, сальников и подшипников, что и было сделано. Правда, если подшипники нашлись сразу, то шестерни пришлось поискать.

-28
-29
-30
-31
-32
-33

Сразу же возникла новая проблема. Посадки подшипников в корпусе вал-шестерни были разбиты. Я пытался подкладывать в зазор латунную ленту но ничего не помогло - подшипники не держались в гнездах.

-34
-35
-36
-37

Восстановить посадки было невозможно. Пришлось заказать у друзей на производстве новую втулку вала-шестерни и фланец к ней.

-38
-39

Потом все потребовалось аккуратно и точно сварить, не перегревая, чтобы детали не повело.

-40
-41
-42

Затем я установил вал фрезы в корпус редуктора. Для того, чтобы он свободно, без перекосов вращался, потребовалось набрать пакет прокладок между крышками корпуса и подшипниками. Я сделал прокладки из латунной ленты. Зазор выбирал на глазок, до тех пор, пока не добился свободного вращения вала.

-43
-44

Затем аккуратно затянул болтами крышки редуктора.

-45
-46

Сборка редуктора тоже оказалась нелегкой задачей. Нужно было совместить шестерни так, чтобы пятно контакта между ними было, как можно более полным и равномерным. Этого я добился установкой, все тех же прокладок между корпусом редуктора и втулкой вала-шестерни.

-47

-48
-49

Пятно контакта контролировал с помощью краски, намазывая ее на одну из шестерен.

-50
-51

Самой простой задачей оказалось подключение к редуктору вертикальной цепной передачи.

-52
-53
-54

Единственное, что здесь пришлось доработать, это сопрягающиеся поверхности корпуса передачи и фланца валика, который входил в верхнюю звездочку. Они были кривоваты и я сточил неровности, контролируя совмещение с помощью все той же краски.

-55
-56

В последнюю очередь я закрепил кожух, который тоже пришлось частично восстанавливать сваркой и поставил ножи. К счастью,ножи удалось купить - они до сих пор выпускаются.

-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63

И вот, фреза практически готова. Заполняю редуктор смесью солидола с моторным маслом, цепь вертикальной передачи смазываю литолом, наскоро окрашиваю кожух. Краски не хватило, взял белую половую эмаль. Перекрашу позже :-).

-64
-65

Ура! Фреза работает.

Фреза ФН-1 на мотоблоке МТЗ-012
Фреза ФН-1 на мотоблоке МТЗ-012
Симпатичная грядочка, сделанная фрезой ФН-1 и мотоблоком МТЗ-012
Симпатичная грядочка, сделанная фрезой ФН-1 и мотоблоком МТЗ-012

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь, мой опыт будет полезен!