Расскажу вам о восстановлении раритетной почвенной фрезы для мотоблока или минитрактора МТЗ либо аналогов (мотор СИЧ, Агрос и т.д.), производства завода "Лидсельмаш" которую я нашел в сарае своего дома. Возможно, моя статья поможет кому-то починить или даже построить похожий агрегат.
С трудом прочитав табличку или, как сейчас говорят, "шильдик", я вооружился смартфоном и разыскал паспорт устройства.
Почти все узлы и детали присутствовали но выглядела моя находка, как совершенно неработоспособный и неприглядный набор запчастей.
Подшипники были забиты затвердевшим маслом и песком, они не вращались. Шестерни были изношены вконец. Кругом - грязь.
Отмывать ржавчину, пополам с грязью не хотелось и я воспользовался другой технологией: сварил самые грязные детали в каустической соде, используя сварочный аппарат. Детали при этом подключаются к "минусу", к плюсу - любая ненужная железяка. Реакция проходит в растворе каустической соды. Требуется, примерно, 4-5 часов. Помните: полюса должны быть разьединены в воде, иначе будет замыкание. Готовые детали надо окрасить, иначе они быстро ржавеют.
Готовые детали выглядели уже хорошо. Грязи, ржавчины, краски, масла на них не было.
Следующая проблема - шестерни. На этом фото можно видеть износ одной из рабочих шестерен (слева). Он максимальный.
Я попробовал наварить шестерни с помощью специальных наплавочных электродов но ничего не вышло.
Имевшаяся запасная шестерня, на которую я рассчитывал, к сожалению, оказалась бракованной. Посадка под подшипник на ней была прошлифована в неверный размер.
Единственный выход - покупка новых шестерен, сальников и подшипников, что и было сделано. Правда, если подшипники нашлись сразу, то шестерни пришлось поискать.
Сразу же возникла новая проблема. Посадки подшипников в корпусе вал-шестерни были разбиты. Я пытался подкладывать в зазор латунную ленту но ничего не помогло - подшипники не держались в гнездах.
Восстановить посадки было невозможно. Пришлось заказать у друзей на производстве новую втулку вала-шестерни и фланец к ней.
Потом все потребовалось аккуратно и точно сварить, не перегревая, чтобы детали не повело.
Затем я установил вал фрезы в корпус редуктора. Для того, чтобы он свободно, без перекосов вращался, потребовалось набрать пакет прокладок между крышками корпуса и подшипниками. Я сделал прокладки из латунной ленты. Зазор выбирал на глазок, до тех пор, пока не добился свободного вращения вала.
Затем аккуратно затянул болтами крышки редуктора.
Сборка редуктора тоже оказалась нелегкой задачей. Нужно было совместить шестерни так, чтобы пятно контакта между ними было, как можно более полным и равномерным. Этого я добился установкой, все тех же прокладок между корпусом редуктора и втулкой вала-шестерни.
Пятно контакта контролировал с помощью краски, намазывая ее на одну из шестерен.
Самой простой задачей оказалось подключение к редуктору вертикальной цепной передачи.
Единственное, что здесь пришлось доработать, это сопрягающиеся поверхности корпуса передачи и фланца валика, который входил в верхнюю звездочку. Они были кривоваты и я сточил неровности, контролируя совмещение с помощью все той же краски.
В последнюю очередь я закрепил кожух, который тоже пришлось частично восстанавливать сваркой и поставил ножи. К счастью,ножи удалось купить - они до сих пор выпускаются.
И вот, фреза практически готова. Заполняю редуктор смесью солидола с моторным маслом, цепь вертикальной передачи смазываю литолом, наскоро окрашиваю кожух. Краски не хватило, взял белую половую эмаль. Перекрашу позже :-).
Ура! Фреза работает.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь, мой опыт будет полезен!