Общество незаметно и неотвратимо попало в зависимость от информационных сервисов частных технологических компаний. Пример, который на слуху, это влияние Твиттера на выборы президента США. О котором во время выборов писали, но информация о котором вылезла наружу после того, как Илон Маск купил компанию.
До смены владельца политика Твиттера была направлена на помощь Демократической партии США, после смены, поддержка перешла к Республиканской партии.
Казалось бы, подумаешь, кто то, что то там пишет в какой то социальной или информационной сети. Но учитывая охват аудитории в сотни миллионов человек, это оказывается очень мощный канал пропаганды.
И проблема в том, что такие каналы не контролируются обществом. Ни государством, ни общественными организации. И это не свобода слова. Группа частных лиц, владельцев сетей самостоятельно или по заказу тех, кто заплатил, формируют информационную повестку под нужным углом.
Компании из области информационных технологий уже не просто предоставляют сервис для обмена информацией, а задают направление информационной обработки людей.
Есть крылатая фраза: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Сейчас её можно видоизменить. "Кто доносит информацию под нужным углом, тот владеет миром".
И это не только в западном мире. У нас в России тоже самое. Сервис Дзен по своему усмотрению блокирует пока в летне статей, не вписывающихся в повестку сервиса. Которую частный сервис определил для себя. В топы выходит развлекательный контент. Тут понятно, что это может приносить больше прибыли. Но, не только. Например ролики из ютуба встраиваются в статьи, а ролики за отечественных видеосервисов нет.
Статьи на "остросоциальную тематику" как объясняет администрация, убирают из прокрутки.
Вроде бы рекомендательная система должна подстраиваться под то, что желает пользователь. И статьи "на остросоциальную тематику" набирают подписчиков. А кто не желает, тот не подписывается. Но нет, администрация еще решает, какого контента больше показывать пользователя. Зачем отвлекать людей от просмотра тысяч смешных приколов, или от того, как популярный блогер накрасил губы и перекрасил волосы. Это на самом деле важное. А обсуждение политических событий в ленте не нужно, зачем волновать народ? Дзен, к примеру убирает из прокрутки и не монетизирует сводки минобороны России.
И то, что это входило в планы гитлеровской Германии, отуплять население захваченных территорий, оставляя им только развлекательный контент, менеджеров не интересует.
И хотя никто менеджеров ИТ компаний не уполномочивал решать, что показывать людям, а что не показывать, в реальности происходит именно это. Конечно сети стараются не попасть под ответственность перед законом, но далее действуют очень настойчиво.
Аналогично общество попало в зависимость от поисковых систем. То, что вы увидите в ответ на свой запрос в поисковой строке зависит от алгоритмов поисковика. И чтобы попасть в выдачу, вливаются большие деньги коммерческих компаний. А то, чего поисковики не желают показывать, вы увидите на 50-й странице поиска, что в реальной жизни означает, что не увидите, не хватил сил искать.
Особняком стоит сервис Телеграмм. Там нет "прокрутки". Но там работает реклама каналов в других каналах. И чтобы раскрутить канал, платят уже раскрученным каналам за рекламу. Просто так, написать статьи и показать их какой то широкой аудитории не получится.
Что интересно, при всей логической простоте таких сервисов: организовать хранилище статей, их поиск и отображение, настроить систему рекламы и монетизации новые сервисы не взлетают. Для этого нужны средства, чтобы какое то время инвестировать в развитие.
Как итог, в море информации главную роль стали играть не поставщики информации, а поисковики и фильтры. И тот, кто владеет поисковиками и фильтрами, фактически становится владельцем умонастроений людей. И, конечно, эту сферу необходимо регулировать со стороны государства. Иначе все мы попадем в зависимость от людей, которым никто не передавал полномочия управлять, они пользуются этим в силу доступа к технологии.