В истории кинематографа известно немало случаев, когда смерть актёра наступала на съёмочной площадке. В основном это связано с несчастными случаями, хотя бывало, что артиста подводило здоровье. А еще случалось, когда смерть была кем-то спровоцирована. И, возможно, даже намеренно. Об одной из таких трагедий я и хочу рассказать в этой статье.
В 1960 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма «Цветок на камне». По сюжету кинокартины одна из героинь, которую играла 21-летняя актриса Инна Бурдученко, должна была вынести из горящего барака Красное комсомольское знамя. Во время съёмок третьего дубля молодая актриса получила ожоги, несовместимые с жизнью, и через несколько дней скончалась на руках у врачей. Особый трагизм этой истории придавало то, что Инна была беременна, и они с мужем ожидали в своей семье первенца.
К тому времени Инна Бурдученко уже была достаточно известной актрисой после главной роли в фильме «Иванна», который за год до трагедии вышел на экраны страны и имел большой успех. Она еще училась в киевском театральном институте, но уже почувствовала себя опытной актрисой, поэтому на съёмках своего второго фильма иногда позволяла себе спорить с режиссером при обсуждении своей роли. А режиссером того фильма был Анатолий Алексеевич Слесаренко, выпускник режиссерского факультета киевского театрального института, герой войны.
Через много лет, в конце восьмидесятых, он будет разоблачен как немецкий коллаборационист, который во время войны на оккупированной территории сотрудничал с немцами, а в армии никогда не служил. Он просто присвоил себе чужую биографию и военные награды.
Но в те годы его репутация и авторитет были безупречными. А тут какая-то молодая пигалица пытается ему объяснить что-то про войну только потому, что сама сыграла геройскую партизанку в предыдущем фильме.
Что касается той роковой сцены, в которой Инна Бурдученко получила ожоги, несовместимые с жизнью, специальная комиссия выяснила, что как минимум режиссер проявил преступную халатность. А ведь многие члены съемочной группы считали, что режиссер намеренно спровоцировал те события, которые привели к такому печальному итогу. Уж больно он недолюбливал молодую актрису-выскочку.
По сюжету молодая идейная комсомолка вбегает в охваченный огнём дом, чтобы вынести и спасти Красное знамя. Специально построенный для съемок барак обильно полили керосином, подожгли, и по команде режиссера актриса должна вбежать в дом и потом выйти из него, прижимая к груди красное полотнище.
После первого дубля оператор уверенно сказал, что все камеры сработали нормально и что эпизод успешно снят сразу с трёх точек. Но режиссер, видя, что здание продолжает гореть, приказал снять еще один дубль. Оператор и ассистенты быстро подготовились, и Инна второй раз шагнула в горящий дом. И опять оператор доложил режиссеру, что и второй дубль снят без сбоев. Но Слесаренко неожиданно для всех приказал снять еще один, третий дубль этой сцены.
На этот раз сама актриса огрызнулась, но спорить не стала и приготовилась к команде «Мотор». Сразу после команды, как только она ступила в уже сильно охваченный огнем барак, тот рухнул прямо на неё.
Её удалось быстро достать из-под горящих балок, но ожоги были слишком тяжёлыми,чтобы выжить.
Следствие позже выяснило, что виноват был именно режиссер, который не учёл чужие предупреждения и самонадеянно отдал эту преступную команду на третий дубль. Его приговорили к пяти годам заключения и потом еще к пяти годам запрета заниматься режиссерской работой.
Освободился он по УДО раньше срока и после снятия запрета на профессию много лет отработал режиссером на Киевской студии хроникально-документальных фильмов.
И вот уже в период перестройки в результате журналистского расследования «Литературной газеты» выяснилась вся нелицеприятная правда об Анатолии Алексеевиче Слесаренко в годы войны. Он был с позором исключен из Союза кинематографистов и уволен из киностудии.
Но вскоре СССР развалился, Украина стал независимой, и подобные этому режиссеру личности даже стали в почете как «борцы с советской оккупацией». Анатолий Алексеевич Слесаренко успел получить почести и льготы от новой власти как «пострадавший от советского режима», но в почёте прожил недолго. В начале 1997 года после продолжительной болезни 73-летнего бывшего режиссера не стало. А вместе с ним и ушёл ответ на вопрос: так всё-таки, это была месть актрисе или лишь преступная халатность?
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
_____________________
Если статья показалась вам интересной, пожалуйста,кликните 👍! Этим вы поможете определить темы будущих публикаций.