Несмотря на большое количество публикаций, актуальность
исследования синдрома дефицита внимания с гиперактивно-
стью (СДВГ) в последние годы не имеет тенденции к снижению,
а, наоборот, привлекает все больший интерес широкого круга
специалистов. С одной стороны, это объясняется значительной
распространенностью данного заболевания и высокой сте-
пенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне.
С другой, продолжается поиск причин и патогенетических ме-
ханизмов формирования основных клинических симптомов
СДВГ, изучаются его нейрохимические и нейрогуморальные
механизмы.
СДВГ определяется как хроническое непроцессуальное на-
рушение, начинающееся в раннем возрасте и имеющее среди
основных симптомов нарушение внимания, гиперактивность
и импульсивность в сочетании с нормальным интеллектом.
Несмотря на популярность СДВГ как предмета исследований
среди специалистов всего мира, на ряд вопросов до сих пор
не найдено однозначного ответа. Не существует «золотого
стандарта» диагностики СДВГ или лабораторного теста, под-
тверждающего этот диагноз. Не сформировано единое пред-
ставление о роли генетических факторов в его происхождении.
Обсуждаются вопросы перинатальных повреждений головного
мозга как причины формирования СДВГ.
Сегодня в России и во всем мире проводятся многочислен-
ные исследования, посвященные поиску новых перспективных
методов диагностики и лечения СДВГ. Важно и то, что суще-
ственное осложнение в решении проблемы — несогласован-
ность в ее оценке врачами разных специальностей, имеющих
дело с подобными пациентами. До настоящего времени не
создано ни одного протокола (стандарта, алгоритма) оказания
помощи детям с СДВГ. В то же время исследования показа-
ли, что своевременное выявление и лечение гиперактивных
дошкольников 5-6 лет значительно снижает факторы риска,
приводящие к проблемам обучения и воспитания.
Внимание врачей многих специальностей, а вместе с ними
педагогов и психологов, привлечено к гиперактивным детям.
Наиболее часто и нередко безосновательно в отношении этой
категории детей стал звучать диагноз «синдром дефицита вни-
мания с гиперактивностью» (СДВГ). К концу XX века «синдром
дефицита внимания с гиперактивностью» превратился в ак-
туальную медико-социальную проблему, решением которой
занимаются педиатры, неврологи, клинические фармакологи,
психиатры, психотерапевты, психологи, педагоги.
По данным зарубежных эпидемиологических исследований,
частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
среди детей дошкольного и школьного возраста растет и со-
ставляет от 4,0 до 9,5%. Считается, что в России число детей
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в возрас-
те до 14 лет составляет не менее 400 тысяч человек.
В то же время на сегодняшний день доказано, что признаки
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не исчеза-
ют ни у подростков, ни у взрослых, а трансформируются по мере взросления, меняясь в количественном и качественном
соотношении симптомов. Пациенты данной группы чаще
конфликтуют в семье, школе, на работе, попадают в аварии,
получают травмы, имеют склонность к алкоголизму и нарко-
мании, тревожным расстройствам и формированию антисо-
циального поведения.
Популяризация диагноза «синдром дефицита внимания
с гиперактивностью» приводит к еще одному неминуемому
осложнению любой новой актуальной проблемы — ее гипер-
диагностике. В течение нескольких лет существования син-
дрома дефицита внимания с гиперактивностью в России этот
диагноз становится неким ярлыком для большого числа детей
с когнитивными психическими нарушениями или, наоборот, для
детей с определенными особенностями характера, воспитания.
В связи с этим велика ответственность врача и необходимость
в верификации диагноза.
Большинство известных коморбидных с СДВГ сим-
птомов, по сути, можно считать отдаленными последствиями
перинатальной, а нередко интранатальной патологии мозга.