Найти в Дзене
Андрей Филинов

Национальный музей Швеции

Залы этого музея открылись для автора в 2019 году - повезло, потому что национальная галерея до 2018 года была на пятилетней реставрации.

Понятное дело, обо всем не расскажешь, поэтому в фотогалерее смартфона оказались и сохранились полотна тех художников, которые автору близки или заинтересовали его по каким-то прочим, порой неожиданным, причинам.

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ

В глубокой юности я прочитал у кого-то из поэтов шестидесятников (не помню) строчку: "Питер Брейгель Младший, Лукас Кранах Старший и ныне популярный Иероним Босх". Такое первое для меня упоминание запало в душу, и с тех пор я живо интересуюсь творчеством этих художников, выискивая их полотна в отечественных и зарубежных музеях. Вот и Кранах "попался" мне в Стокгольме.

РЕМБРАНТ

В музее довольно большая коллекция картин Рембранта нашего ван Рейна. Все, что я наснимал - в ролике в конце статьи. А здесь прошу обратить внимание на две картины: Автопротрет и Заговор Юлия Цивилиса. Почему первая - объясню позже, когда доберемся до Ренуара. А вторая, исторического жанра, выделена здесь, потому что ходишь так по залам, читаешь этикетки, а о чем речь в картине, тебе невдомек. Вот хочу дать пояснения, больше для себя:

Указанный персонаж был предводителем древнегерманского племени батавов, предков голландцев (отсюда и интерес художника к теме) . И, подвигнув соплеменников на борьбу за независимость (весьма хитроумно), бывший союзник Рима призвал их клятвенно скрестить мечи. Как пишет Тацит:

Под­ни­ми­те же голо­ву, огля­ни­тесь окрест и пере­стань­те дро­жать перед гром­ки­ми назва­ни­я­ми рим­ских леги­о­нов. У нас — могу­чие пешие и кон­ные вой­ска, гер­ман­цы нам бра­тья, гал­лы хотят того же, что мы; даже рим­ляне могут счесть эту вой­ну небес­по­лез­ной для себя. Разо­бьют нас — мы ска­жем, что дей­ст­во­ва­ли по при­ка­зу Вес­па­си­а­на, а победим — никто не посме­ет спро­сить у нас отче­та». Собрав­ши­е­ся слу­ша­ли Циви­ли­са с боль­шим сочув­ст­ви­ем, и он тут же свя­зал их обряда­ми и закля­ти­я­ми, пола­гаю­щи­ми­ся у вар­ва­ров в таких слу­ча­ях.

РУБЕНС

Рубенс. "Эрихтоний, обнаруженный дочерьми  Кекропса"
Рубенс. "Эрихтоний, обнаруженный дочерьми Кекропса"

Барышень, которые из любопытства без спроса открыли охраняемую по поручению Афины змеями корзину с младенцем, ждала печальная судьба - их постигло безумие и несчастные, бросившись со скалы, разбились насмерть. А Эрихтоний, сын Гефеста и Матери-Земли (бог огня, пытаясь овладеть Афиной случайно пролил свое семя на землю) по возмужанию правил одноименным городом долгие годы.

ТЬЕПОЛО

Тьеполо. "Великодушие Сципиона"
Тьеполо. "Великодушие Сципиона"

Продолжим наше путешествие в античную историю, которая так часто вдохновляла европейских живописцев.

Сципион, (прозванный Африканским, поскольку много воевал с карфагенянами), в ходе второй Пунической войны в 209 году до РХ взял славный иберийский город - Картахена он теперь называется. И привели ему пленённую там барышню редкой красоты, в качестве трофея. Но тот, узнав, что у неё есть парень - местный вождь Аллуций - вернул ему невесту:

Я соблюдал ее для тебя, чтобы нетро­ну­той вру­чить ее тебе как дар, достой­ный меня и тебя.
(Тит Ливий. История Рима)

А потом и предложенный за неё родителями выкуп отдал в качестве приданного. Но насчёт великодушия и бескорыстия я бы воздержался. Ибо Аллуций:

Набрав вои­нов сре­ди сво­их кли­ен­тов, с отбор­ной кон­ни­цей в тыся­чу четы­ре­ста чело­век вер­нул­ся через несколь­ко дней к Сци­пи­о­ну.

В смысле в помощь Сципиону. Чисто римский расчёт …

РОСЛИН

Рослин "Джон Дженнингс с родственниками" 1769.
Рослин "Джон Дженнингс с родственниками" 1769.

На портрете - владелец чугунолитейного завода Джон Дженнингс, его брат и невестка.  Предприниматель с гордостью и нарочито указывает на родственников. И все жестикулируют. Вероятно, мода такая была. Шведский художник Александр Рослин - модный в 18-м веке художник. Творил портреты и в Швеции, и в Польше, и большей частью во Франции. И в Санкт Петербурге. Екатерина Вторая, которую он писал, даже предлагала остаться в России. Но тот вежливо отказался и уехал в Париж. Там и помер. Своей смертью, ибо в 1793 году любитель рисовать аристократов мог легко угодить на гильотину.

И вот что удивительно, фотографируя групповой портрет английского промышленника, я не подозревал, что работы Рослина есть в экспозиции близкого мне Владимиро-Суздальского музея заповедника. Как выяснилось впоследствии. Портрет юного цесаревича Павла Петровича.

РОБЕР

Робер «Пожар в Отель- дьё» 1772
Робер «Пожар в Отель- дьё» 1772

Юбер Робер, как и Рослин тоже умер в Париже, где и родился. Но под робеспьеровские репрессии в 1993 году попал - посидел в тюрьме Сен-Лазар. И хотя был природным парижанином, любил Италию и прожил в Риме добрых 11 лет. С особым рвением изображая на своих полотнах античные развалины. За что и прозывался Робер из Руин. Работал и для российских аристократов.

А на картину я обратил внимание в галерее, поскольку увидел там объятый пламенем Нотр-Дам. А не прошло и трёх месяцев, как случилась эта беда на самом деле. Потом-то разобрался, что художник запечатлел пожар «Божьего приюта», старейшей парижской больницы, которая и ныне действует и располагается на острове Сите рядом со сгоревшим собором.

ВЕРТМЮЛЛЕР

-9

А этой женщине миновать гильотины не удалось. Швед Адольф Ульрих Вертмюллер, двоюродный брат вышеупомянутого Рослина, написал портрет Марии-Антуанетты с дофинами по заказу своего короля в 1785. За четыре года до собрания Генеральных штатов, ставших началом революции, и за восемь лет до казни королевы. Мальчик Луи (Людовик 17) умер через 10 лет. А вот девочка Шарлотта (Мария-Тереза, герцогиня Ангулемская) прожила долгую жизнь -73 года.

ГЕЙНСБОРО

Гейнсборо. Портрет леди Эрдли.
Гейнсборо. Портрет леди Эрдли.

Вот это тот самый случай, когда мы знаем про леди Эрдли только потому, что она позировала великому Гейнсборо. Супруга английского банкира, который стал пэром 20 лет спустя после написания портрета в 1767 году. Так что никакая она здесь не леди, а пока еще Мария Гидеон, в девичестве Уилмот.

СЁДЕСТРЁМ

Густаф Седерстрём «Перенесение тела Карла XII через норвежскую границу»
Густаф Седерстрём «Перенесение тела Карла XII через норвежскую границу»

«Горю, как швед под Полтавой!» - так говаривал один мой знакомый, когда ему не везло с прикупом в преферансе. На картине шведского художника последний марш Карла 12, его долгое возвращение на родину. Этот король стал неотъемлемой частью Российской истории.

РЕНУАР

Эта компания в кабачке парижского предместья вряд ли обратила на себя внимание прочих посетителей. Не то что сегодня, когда искусствоведы поименовали всех, включая пуделя Тотошку, официантку Нану, саму мамашу Антонию (стоит спиной). Стоя - архитектор Жюль Лет Кер, сидит его друг, не поименованный голландский пейзажист, а в шляпе куда более известный человек - художник Сислей. Как и в случае с леди Эрдли - все попали в историю.

А вот «Юная парижанка» Ренуара и автопортрет Рембрандта, которые попали в зону моего внимания, как я узнал позже 22 декабря 2000 года были украдены и найдены пять лет спустя. Редкий случай. Как писала пресса:

Трое вооруженных преступников ворвались в музей перед самым закрытием.Пока один из грабителей держал на мушке посетителей, собравшихся в вестибюле, два его сообщника бросились вверх по лестнице и сорвали со стены картины. После этого злоумышленники выбежали из музея и запрыгнули в ожидавший их на набережной катер. Полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.

ЮСЕФСОН

Э. Юсефсон. Портрет журналиста Г. Ренхольма. 1879.
Э. Юсефсон. Портрет журналиста Г. Ренхольма. 1879.

Шведский журналист "XIX века" Годфрей Ренхольм привлёк мое внимание исключительно тем, что блокнот в его руке показался мне современным смартфоном.

ДЕГА

Дега «Русские танцовщицы»
Дега «Русские танцовщицы»

И, конечно, приятно встретить в любой галерее свое, родное. Правда, так они прежде назывались. А сейчас картину именуют « Украинские танцовщицы». Западные искусствоведы даже разглядели в венках «жовтоблакиность».

Ну и в завершение, ещё раз пройдём по галерее и увидим то, о чем я уже рассказал и о чем поленился. Под музыку.

Спасибо за внимание!