Найти в Дзене
ГУМАНИТАРКА

Этика марксизма для чайников

Марксизм часто обвиняют в беспринципности (то есть, в зависимости моральной оценки от ситуации), в том, что «цель оправдывает средства». В качестве классической работы по марксистской этике ссылаются на статью
Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша» (1938 г.). В ней пламенный революционер утверждает, что революционное насилие и все связанные с ним издержки оправданы, так как в перспективе ведут к освобождению человечества.

Попробуем объяснить логику, которой руководствовались Л.Д. Троцкий в
частности, и марксисты в целом.

Разные философские учения видят основу человеческой жизни по-разному. Например, натурфилософские учения считают человека частью природы, они – космоцентричны. Учения, принимающие Бога - теоцентричны. Марксизм же – социоцентричен. Это учение исходит из безусловного приоритета общества по отношению к человеку: «сущность человека - это совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).

Хотите счастливых людей? Делайте гармоничное общество.

Соответственно – рассуждают марксисты – все то, что движет общество к справедливому устройству является нравственным, и все те, кто ведут человечество к такому обществу – это нравственные люди. И наоборот. Все то, что препятствует развитию обществу – это безнравственно, и все те, кто является противником улучшения общества – это безнравственные люди.

Теперь конкретизируем данную установку в соответствии с классовой структурой общества. Вот, к примеру, класс богатых – он заинтересован в развитии общества? Марксисты отвечают - нет! Потому что именно благодаря несправедливости общественного устройства богатые получают свои максимы прибылей.

А вот, к примеру, класс трудящихся. Заинтересован ли в развитии общества класс трудящихся? Марксисты отвечают - да! Потому что бедные трудящиеся люди расположены в самом низу социальной пирамиды и кровно заинтересованы в справедливости распределения благ.

Таким образом, трудящиеся люди во главе с пролетариатом, которому вообще «нечего терять, кроме своих цепей» (К. Маркс) - есть объективно хорошие люди, а капиталисты и их прихвостни – есть люди объективно плохие.

То есть, с марксисткой точки зрения, классовая борьба это не только экономический или политический конфликт. Это еще и моральный конфликт, борьба добра со злом. И тут, как говорится, все средства хороши.
Добро должно быть с кулаками!

Этика
7343 интересуются