Примечание: в данной статье информация основана на личном опыте, переживаниях и наблюдениях. Указанное здесь не претендует на слова «всегда», «везде» и «все». Статья носит творческий и философский характер.
Мне посчастливилось работать на разных должностях и в разных ролях и сферах: менеджер по продажам, кассир, работник пункта быстрого питания, заместитель руководителя торговой точки, оператор входящих обращений (устно, письменно), главный бухгалтер, ассистент аудитора.
И несмотря на то, что сферы работы и специфика кажутся очень разными - их несомненно объединяет одно - каждая должность несла за собою стресс и необходимость выработки правильной стратегии отношения к работе. И всегда в ходе работы доводилось обучать новых сотрудников, вводить их в курс дела, делиться опытом с коллегами.
Итак, небольшой чек-лист того, что помогает сохранять внутренний баланс:
- Работа не закончится, учись вовремя останавливаться.
Несмотря на хорошие отношения в коллективе, желание помочь коллегам, друзьям, компании, стоит почаще оглядываться на Трудовой Кодекс РФ и помнить о фиксированной продолжительности рабочего дня. Из личного опыта: специфика текущей моей деятельности это ненормированный рабочий график, но тут главное поставить некоторую, хоть и условную, точку за рабочий день. Если я перерабатываю, то это происходит с полным пониманием, что это не является нормальным, какие имеет причины и сколько продлится. При этом я достаточно ясно понимаю, какая польза меня ждёт (тут может быть как финансовая, так и нефинансовая мотивация). Стоит учиться порою говорит "нет", "стоп", "не могу", "лучше завтра на свежую голову". Если переработки не заканчиваются, то выйти к перегоранию можно за пару месяцев. Будьте осторожны.
2. От общего к частному, а не наоборот.
Подход в работе, который восхищает меня и к которому я стремлюсь. Он применим во многих сферах: от работы до целеполагания в обычной жизни. В вопросе баланса это применимо при самоанализе. Порою стоит останавливаться и проваливаться в некоторую воронку вопросов: как я себя чувствую, благодаря чему/из-за чего, я могу что-то с этим сделать, что мне мешает сделать это сейчас и т.п. Важно, что начиная с общих вопросов можно действительно отследить на дальнейших этапах - что действительно беспокоит, действительно ли всё хорошо, действительно ли работа вас удовлетворяет, радует, приносит то, зачем вы на неё пошли. Я считаю очень важно останавливаться и задавать себе хотя бы один вопрос : мне нравится то, чем я занимаюсь?
3. Помни про приоритеты.
Кажется, что данный пункт только про распределение рабочих задач, но я бы хотела, чтобы вы рассмотрели его в свете распределения времени и внимания. Думаю, что этот пункт достаточно важен для женщин: поставив приоритеты - придерживаться их. Если это служение людям через работу, если это семья и семейные ценности, если это саморазвитие - не забывайте про то, для чего вы пошли на работу. Очень редко работа является самоцелью, но очень часто становится ею. Можно выбрать множество "для чего", но всегда стоит помнить о том, что для вас на первом месте и чем вы можете поступиться.
4. Здраво оценивай свой труд.
Немного о переработках и оценке труда на работе. Перерабатывать стоит тогда, когда ты квалифицированный специалист у которого час работы стоит дорого. Что такое "дорого"? Дорого, когда усталость за час переработок окупится многократно за счёт получения оплаты. Время - невосполнимый ресурс. И нужно понимать, насколько дорого оно стоит. Здесь же можно указать пользу для коллег: нет смысла перерабатывать, если вы "рабочие руки" (выполняете однотипные простые задачи и на текущий момент не можете/не допущены для решения вопросов, возникающих по итогам обработки информации), например, сканируете документы, сортируете товар, раскладываете товар, производите однотипные операции купля/продажа и т.п. Переработать в подобной деятельности - действительно потерять своё личное время. Однотипные задачи не развивают лично и их решение по сути для мозга Ctrl+c, Ctrl+v. На мой взгляд, если перерабатывать, то решая нетипичные задачи, решая проблемы, что-то, что требует нового подхода. Такие задачи, действительно, могут забрать больше времени, чем обычные, но ценность их решения будет измеряться не только в денежном эквиваленте.
5. «Кто, если не мы» - работает далеко не во всех сферах.
Если баланс сильно нарушен, внутри ощущение выгорания, а работа не приносит удовольствия - именно это утверждение ("кто, если не мы") заставляет большинство продолжать работу в том же ключе. Особенно часто это можно заменить в сферах, где развита корпоративная культура, развиты неформальные группы. Но, к радости, много кто, кроме нас. С одной стороны и для некоторых - это опасность, но больше - возможность и плюс. Порою стоит поставить в приоритет себя, свое здоровье и состояние над "общим и правым делом".
6. Цени своё время и время своих коллег.
Немного о том, что то, что занимает у специалиста несколько минут, а у новичка - несколько часов. Также очень влияет на баланс хотя бы потому, что если нет результата работы - нет и удовлетворения от получения результата. В своей сфере нужно выработать правило - выбрать промежуток времени, который можно потратить на "сделай сам"/"разберись сам", а потом - нужно обратиться к более опытным коллегам/консультантам/помощи. Переделывать - всегда дольше, чем сделать сразу. Для выполнения данного пункта нужно иметь ответы на следующие вопросы: что от меня хотят, как это должно выглядеть, когда это должно быть предоставлено. Соответственно, если самостоятельно ответы на эти вопросы не получить, то стоит обратиться для получения помощи, а обратившись - внимательно слушать и применять в аналогичным ситуациях в дальнейшем. Кажется, что просто, но пересилить "я сам" для общего блага и экономии времени - получается не сразу. Тоже зависит от корпоративной культуры и разума, конечно.
7. Не спеши.
Лучшая поговорка и народная мудрость "семь раз отмерь, один раз отрежь". О том, что ответы на вопросы: что, как и когда, из пункта выше нужно реализовывать с разумом и расстановкой. Если задача будет типичной - первый раз стоит её сделать медленнее, но с уверенностью в правильном результате. Также и с обучением новых сотрудников - лучше потратить на объяснение куда больше времени, чем на выполнение одной задачи самому, но сотрудник будет в дальнейшем выполнять без вопросов подобные задачи. Ну, и стоит заметить в этом пункте, что реакция на проблемы тоже должна отличаться отсутствием поспешных эмоций. 95% проблем в решении задач, по которым ко мне обращались - спокойно решаются, если сбавить эмоции и не спеша рассмотреть варианты.
8. Люби и цени себя.
Главный пункт. Люби себя - помни, для чего тебе работа, помни про свои приоритеты, помни, что самый главный ресурс - время, знай цену своему труду. Проблемы - возможности. Стоит остановиться и задать себе несколько вопросов, чтобы понять счастлив ли ты. То ли это дело, которое делает тебя лучше, счастливее, свободнее. Важно не только задавать себе вопросы, но и честно на них отвечать. Принимать на себя ответственность за своё состояние. И если есть возможность улучшить своё положение - дерзайте. Но не спешите, а всё обдумайте ;-)
Меняйтесь к лучшему и мир последует за вами. Любите себя, цените и соблюдайте баланс.
С уважением.