36-й Закон Божий. То, чему меня научила Библия. Часть 44.
Оказывается у древних славян первоначальное значение слова "суд" было таково - то, что сделано совместно. Суд - это содействие людей друг другу для достижения удовлетворения. Суд - это сотрудничество. Согласие двух друг с другом само по себе уже большое достижение. А уж сотрудничество в согласии - вообще великое, большое дело, ибо как говорит Христос: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного", (Мф. 18:19). Вот какова Божественная сила согласия в делах, то есть сотрудничества.
Люди и время изменили смысл этого слова. Ныне суд - это совсем не сотрудничество, это явное, часто враждебное, соперничество, мелкая, пошлая, злобная состязательность, в которой каждый желает обмануть каждого и всех любой ценой. И эту цель суд достигает, ибо, по сути, обманутыми оказываются все, даже те, кто по неразумию считает себя победителем. В высшей степени странное понятие ввели в оборот - "выиграть суд", как будто это игра азартная. В игре выигрывает более умелый шулер, а не тот, кто прав. Все совпадения случайны. "Вся жизнь игра, а люди в ней актёры" - это бесовское утверждение, ибо это неправда. Война - не игра в войнушку. В миру люди жрут друг друга и сживают со свету совсем не понарошку. Пьют вживую живую человеческую кровь без притворства, а не брусничный морс.
Бог говорит "не суди превратно". Означает ли это "суди не превратно", суди по Божески, суди как Бог? Или вообше не суди никак?
А без суда куда? — Никуда. А без суда как? — Аникак.
Когда Адам давал имя каждой твари - он, по сути, судил каждую тварь и присудил каждой носить своё имя, как свою судьбу, как, если так позволительно выразиться, свой крест. Предназначение каждой твари, как замысел Творца о ней, установил, про каждую тварь рассудил (провел судебное следствие) и огласил приговор Адам. Причём Бог ему в этом не помогал и свои замыслы не рассказывал. "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт. 2.19-2.20). Так первый человек стал первым судьёй всякой души живой.
Бог обязал Своих людей иметь суды светские: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» (Втор.16:18). Пророк Неемия так изложил волю Божию: «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем.9:13).
В Библии дается указание, как вершить суд. «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев.19:15).
Понятно, что когда Христос говорит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лук. 6.37), Он не имеет в виду суд, как совместное суждение и рассуждение в сотрудничестве людей. Он не советует вести пустые суды с пересудами, мыть кости ближним и дальним, тратить время на праздное поверхностное злословие без постижения истины и глубинной сути тварей и отношений между ними.
Человек не может не судить, не рассуждать. Какими бы законами, уставами и заповедями Бог не обеспечил людей, каждый из добросовестных и разумных, их понимает и применяет по разному и в своих интересах. Поэтому противоречия и споры в отношениях даже дюже законопослушных людей неизбежны. И спорящие либо способны сами друг с другом объясниться и достичь взаимопонимания, уничтожив спор, либо им нужен третий, который и есть судья. Судья должен убедить обоих и себя самого в праведности принятого решения, в том, что именно так угодно Богу. Оба спорящих должны ощутить удовлетворение от принятого решения и добровольно с радостью его исполнить, ибо познание ранее скрытой неведомой и невидимой истины вдохновляет и радует новым светом. Причём Бог говорит, что люди сами себе должны поставить судей и надзирателей. Мало того, каждый сам должен судить бедного своего не превратно. Человек никуда не денется от обязанности судить, принимать решения. Нельзя судить превратно, то есть ложно применяя закон, когда закон, что дышло, пытаясь оправдать такую ложь необходимостью помочь бедному, да ещё и своему. Ложь во благо не имеет оправдания, ибо любая ложь от отца лжи и она есть сатанинское отродье. Любой суд, любое решение, принимаемое человеком, должны быть праведны, то есть угодны Богу. Это значит, что и Бог так же бы и рассудил. Человек же создан по образу и подобию Творца, значит и судить должен как Бог. Иной суд от дьявола. И мы это видим ясно на примерах всех без исключения светских судов, которые применяют не Божии, а светские законы. Среди светских судей бывают исключения, и эти судьи стремятся выносить решения по правде светских законов. Но мы сейчас не о светских законах рассуждаем, а о Божиих. Что это за суды, и кто эти судьи, применяющие законы Божии, в современном мире? Нет таких судов и нет таких судей. Они были когда-то в истории Израиля, но тоже от дьявольских искушений не устояли. Так, что этих судов праведных и тогда не было, а сейчас и в помине нет. Вот пророк говорит, что Бог "дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые", а всё равно эти суды не устояли, несмотря на то, что их дал людям Сам Бог. Не бывает среди людей, когда один судит другого, суда праведного и справедливого. Никто не суди другого, суди себя сам. Только ты сам себя, свои желания, чувства, мысли, слова и действия можешь судить в меру своего понимания законов Божиих. Сам себя рассудил, сам себе вынес приговор, и сам же его и исполнил. Этот процесс называется покаяние, к которому призывает Иоанн Предтеча и Иисус Христос. А бедный твой - это та часть твоей сущности, твоей личности, которая просит снисхождения по причине добросовестности заблуждения. "Бедный я человек, чего хочу, того не делаю, а делаю, чего не хочу" - так причитает над собой апостол Павел. Есть же в этом некое притворство и превратство? Есть, есть, кто бы что не говорил. Не делай чего не хочешь. Оно само ничего не делается. Никто тебя за язык не тянет. Не суди превратно бедного своего. Человеку жизненно необходимо сотрудничать самому с собой, то есть судиться и рассуждать внутри самого себя, познавая себя. Не трать греховно время, чтобы судить, то есть познавать других, всё равно добра в этом нет и не познаешь, ибо чужая душа потёмки. Познавай себя и своего Бога внутри себя, и будет тебе счастье.
Если тебе этого самосуда не достаточно, то поставь сам себе для себя судью и надзирателя в виде духовного отца, или приходского священника, исповедуйся ему и исполняй его советы, решения и приговоры.
А сам "не суди превратно тяжбы бедного твоего" - не к добру это. И это 36-й Закон Божий.