Найти в Дзене

Таганрогский трамвай. СССР - всё для людей

Продолжаю цикл статей, посвящённых модернизации трамвайного хозяйства в городе Таганроге. Я своими глазами вижу как идёт дело, сам пользуюсь трамваем, но также и пользуюсь материалами расположенными на официальном сайте проекта. В данном материале я хочу порассуждать о том, чем руководствовались при создание трамвайной сети ещё во времена СССР. Чтобы понять это, обратимся к схеме трамвайных маршрутов. На самом деле, на схеме уже всё написано, я просто обращу внимание на важнейшие объекты, которые связывает воедино трамвайная сеть. Красные кружки. Показывают важнейшие транспортные узлы города. Верхний кружок - железнодорожный вокзал Таганрог 1, центральный кружок - железнодорожный вокзал Таганрог 2, а также автовокзал, расположенный в непосредственной близости. На схеме последний транспортный узел обозначен как остановка "Площадь восстания". Эта остановка двойная и через неё проходят все трамвайные маршруты, кроме маршрута №6. То есть, практически на любом трамвае из любого конца го

Продолжаю цикл статей, посвящённых модернизации трамвайного хозяйства в городе Таганроге. Я своими глазами вижу как идёт дело, сам пользуюсь трамваем, но также и пользуюсь материалами расположенными на официальном сайте проекта.

В данном материале я хочу порассуждать о том, чем руководствовались при создание трамвайной сети ещё во времена СССР.

Чтобы понять это, обратимся к схеме трамвайных маршрутов.

Схема трамвайных маршрутов
Схема трамвайных маршрутов

На самом деле, на схеме уже всё написано, я просто обращу внимание на важнейшие объекты, которые связывает воедино трамвайная сеть.

Красные кружки. Показывают важнейшие транспортные узлы города. Верхний кружок - железнодорожный вокзал Таганрог 1, центральный кружок - железнодорожный вокзал Таганрог 2, а также автовокзал, расположенный в непосредственной близости. На схеме последний транспортный узел обозначен как остановка "Площадь восстания". Эта остановка двойная и через неё проходят все трамвайные маршруты, кроме маршрута №6. То есть, практически на любом трамвае из любого конца города можно приехать/уехать на ж/д или автовокзал. Здесь замысел проектировщиков прозрачен и понятен.

Вокзал Таганрог-2
Вокзал Таганрог-2

Голубой кружок. Крупнейшее на данный момент городское предприятие - Таганрогский металлургический завод. Вообще, в этом регионе, в том числе на Донбассе, в советское время было создано много предприятий металлургической промышленности. Особенность этого завода в том, что он был создан ещё до революции. По задумке советских проектировщиков сразу три трамвайных маршрута могут доставить рабочего на работу из разных концов города. Причём трамвайная ветка проложена таким образом, что проходит в непосредственной близости сразу от трёх проходных предприятия. Соответственно это остановки "Металлургический завод", "Северная проходная" и "Стальконструкция". Отмечу, что в данном районе есть ещё несколько более мелких заводов, которые функционируют.

Таганрогский металлургический завод
Таганрогский металлургический завод

Жёлтый кружок. Весьма крупное в прошлом предприятие "Красный котельщик". Предприятие производило и производит огромные котлы для электростанций. К нему идут сразу два трамвайных маршрута, причём именно к нему, так как на нём ветка и заканчивается.

Завод Красный котельщик в советский период
Завод Красный котельщик в советский период

Коричневый кружок. Здесь располагались ещё два крупных предприятия, авиастроительный завод ТАНТК имени Бериева и Таганрогский комбайновый завод. Первое предприятие функционирует до сих пор, на нём производят самолёты-амфибии. Наиболее известный из них БЕ-200. Комбайновый завод обанкротился, какое-то время на его территории располагался ТАГАЗ, который производил ряд моделей корейских и китайских автомобилей, в том числе и маршрутные такси "Хюндай". Этот завод теперь тоже обанкротился. Сразу пять трамвайных маршрутов готовы были доставить человека на работу из любой точки города. Также поблизости расположена одна из крупных городских локаций предназначенных для отдыха горожан "Приморский парк"

Внутри ТАНТК имени Бериева
Внутри ТАНТК имени Бериева

Зелёный кружок. На этой ветке расположены такие знаковые объекты, как крупнейшая в Таганроге больница (Остановка БСМП). Далее, завод "Красный Гидропресс" (остановка так и называется). Далее АО ТНИИС и завод "Прибой". Две последние остановки называются соответствующим образом. Отмечу, что все остановки расположены в непосредственной близости от проходных заводов, вышел из трамвая и проходная практически рядом. Сразу три трамвайных маршрута готовы доставить рабочего на работу.

Завод "Прибой"
Завод "Прибой"

Фиолетовый кружок. Здесь располагается крупнейший в городе Университет, который когда-то назывался ТРТУ (Таганрогский радиотехнический университет). Здесь же расположен исторический центр города, в котором находится крупнейший городской парк имени Горького.

Один из корпусов бывшего ТРТУ
Один из корпусов бывшего ТРТУ

Как мы видим, советская инженерная мысль была на высоте. Трамвайная сеть действительно связывала в единое целое крупнейшие городские предприятия, логистические узлы, зоны отдыха и учёбы. Доставшаяся нам в наследство от социалистической эпохи трамвайная сеть, была достижением и порождением социально ориентированного государства. Всё было сделано для удобства рабочего человека, чтобы он мог легко добраться на работу, вернуться домой, съездить куда-то отдохнуть, воспользоваться железнодорожным транспортом или междугородним автобусом.

Но государства, которое спланировало построило и содержало эту сеть уже нет. Теперь мы живём в совсем других условиях. Что получилось из этого красивого замысла в реальности, я рассмотрю в других статьях.

Другие материалы по этой теме:

Большой, инфраструктурный проект

От лихих 90-х до наших дней

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал!