Набрав в поисковике «курсы повышения квалификации», получаешь массу предложений по недорогому дистанционному курсу, часто без отсиживания часов и вплоть до «переподготовки врача под ключ». Понятно, что подателей НМО пора фильтровать и где-то вычищать как авгиевы конюшни, кто этим займётся?
Благодатное поле для заработка – курсы повышения квалификации врачей, получение лицензии на которые весьма необременительно. Незатейливо оформил рекламирующую образовательные услуги страничку в интернете, взял стол и стул, ПК с принтером и, конечно, преподавателя, можно одного «за всё», который и слайды придумает, и добрым словом с экрана их приправит. И поехали считать длинные рублики!
Образовательное поле с лёгкими деньгами за подачу невзыскательного курса ДПО перепахано охочими до денег бизнесменами, но каждый находит себе целевую аудиторию, ведь процесс преподавания можно упростить продажей сертификатов, и никто этому помешать не в состоянии. Некому было заниматься чисткой продающих низкопробное НМО, но желающие уже появились, как рассказал в интервью генсек Росмедобра и директор профильного института РМАНПО профессор Залим Балкизов.
Вы правильно поняли, что за качество поставщиков образовательных услуг медикам возьмётся Росмедобр, главная цель которого – высокое качество и эффективность медицинского образования. Ассоциация, не казённое учреждение Росмедобр сформировалась из преподавателей медицины, которые уже «принимают активное участие в регулировании НМО, включая вопросы оценки мероприятий и учёта активности членов аккредитационных комиссий в рамках системы НМО».
Проблемы продажи курсов НМО их истоки известны, но по-простому удалить недобросовестных бизнесменов не получится, «заложенная в законе об образовании либеральная система допуска организаций на рынок образовательных услуг не позволяет исправить ситуацию». Росмедобр будет действовать посредством активной просветительской деятельности, попутно реформируя правовую базу для усиления регулирования ДПО.
«Проблемы с качеством преподавания в системе НМО глобальные, корни их были заложены ещё в 90-х годах, когда профессия преподавателя потеряла привлекательность. <…> большое количество преподавателей пенсионного возраста, зачастую уже оставивших клиническую деятельность и не владеющих современными сведениями в своей специальности и эффективными методами преподавания. Это, в свою очередь, демотивирует врачей, делает курсы повышения квалификации неактуальными».
Золотые профессорские слова, но «единой системы подготовки преподавателей не существует», каждый вуз и кафедра готовит себе преподов, как считает нужным и возможным, а на кафедрах педагогики медвузов преподают не имеющие медицинского образования, «что также не способствует улучшению практики преподавания». Росмедобр сам займётся формированием системы подготовки преподавателей по единому образцу обучения.
Дело, безусловно, очень полезное, но не быстрое, если вообще реализуемое в обозримом будущем без волевых решений Минздрава и Минобрнауки. Так что подготовка к аккредитации не меняет своего вектора и наполнения – ищем, где проще и дешевле.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача