Современное мировоззрение или "Модерн" настолько оригинально что еще в начале 20 века М. Вебер предлагал рассматривать его как «всемирно-историческую проблему». Именно Модерн причастен к появлению классической науки Нового времени, опирающейся на опыт.
Для решения «проблемы», обозначенной Вебером, то есть для объяснения произошедшего мировоззренческого сдвига, современные исследователи акцентировали внимание на эпохе, ему предшествующему - то есть, на последние столетия Средневековья.
В это время в западной Европе 14 – 15 веков кипела насыщенная
интеллектуальная жизнь. По своему характеру она была чрезвычайно религиозна, что вполне естественно для того времени, ведь ее носителями были монахи.
Если рассматривать научную повестку эпохи, то в ней центральное место занимал спор «об универсалиях», иначе, об онтологическом статусе понятий. Дискуссия ученых монахов разворачивалась относительно того, что первично – вещь или мысль о ней.
Ведя указанную дискуссию, ученые монахи придерживались, в основном, двух позиций. Первая позиция, получившая парадоксальное с нашей точки зрения название «реализм», заключалась в том, что мысль о вещи «реальнее» самой вещи, то есть - предшествует ей.
Приведем пример. В пруду плавает лебедь. По мнению реалистов, мысль о лебеде предшествует его появлению. Искать здесь какое-то двойное дно не нужно, все очень просто. Реалисты были глубоко верующими людьми и поэтому не сомневались в существовании Бога. Бог лебедя и придумал. А потом создал.
Спросите - зачем? Все просто. Отец церкви Василий Великий еще в 4 веке пришел к выводу, что образующие моногамные пары лебеди созданы Богом для иллюстрации христианам красоты супружеской верности.
Вторая позиция носила название «номинализм» и, наоборот, утверждала первичность вещи: сначала – вещь, а только затем понятие о ней. Номиналисты были тоже глубоко верующими людьми. Однако они считали, что если Бог – это уникальная личность, то причины ее творчества для людей принципиально непознаваемы.
В случае с лебедем это означает следующее. Люди его могут сколько угодно думать о нем. Но зачем Бог создал лебедя, то есть, подлинный смысл этой птицы, они никогда не узнают. Мысли человека не имеют отношения к сознанию Бога, вот о чем говорили номиналисты: сначала в природе появляется вещь (как результат божественного творчества), а затем появляется мысль о ней (как результат человеческого мышления).
В таких условиях - то есть в незнании подлинного смысла явлений природы нас окружающих - и рождается классическая наука Нового времени. Ибо теперь каждую свою мысль, в силу ее человеческого, а не божественного характера, надо подтверждать на опыте.