Найти тему
Писателю на заметку!

Как описывать прошлое через детский взгляд

Обложка книги Юрия Полякова "Совдетство 2. Пионерская ночь"
Обложка книги Юрия Полякова "Совдетство 2. Пионерская ночь"

Обычно мы, если беремся за воспоминания, описываем прошлое, пропущенное через самосознание сегодняшнего дня. И порой такие тексты выглядят неубедительно, поскольку у каждого взрослого свой взгляд на мир, свои жизненные и политические предпочтения. Читаем и возмущаемся! Одни недовольны тем, что автор Сталина восхваляет, другие – что Горбачев в герои выведен! И за такими опорными точками порой не видим всю остальную картину жизни, изложенную автором в книге. А картина жизни никогда не бывает одноцветной.

Прочитала недавно книгу Юрия Полякова «Совдетство 2. Пионерская ночь», и она мне очень понравилась: создает живительное, доброе настроение, что немаловажно для сегодняшнего дня. Я читала ранее и другие книги писателя, с чем-то не соглашаясь, а то и возмущаясь про себя – но в этой книге не нужно возмущаться или соглашаться, в ней просто надо жить, как живет в советском времени главный ее герой – Юра Полуяков.

Довольно часто можно увидеть книги, написанные от лица ребенка в ДЕТСКОЙ литературе. В любой детской книге имитируется речь ребенка: короткие отрывистые или захлебывающиеся фразы. Обычно книжный герой, как любой ребенок, непоседлив и резв, быстро меняются его настроения, намерения, направленность действия. На то она и детская книга, чтобы ваш ребенок не заскучал.

Но изложение от лица ребенка во ВЗРОСЛОЙ книге создает совсем другое впечатление. Мы наблюдаем поток мыслей почти как в произведениях Марселя Пруста. Этот поток мыслей идет безостановочно у школьника, сопровождая его рассказ о текущей жизни. Хотя ни один ребенок не сможет в реальности размышлять так последовательно о жизни, но мы ведь говорим о литературе, о настоящей литературе. А потому, оставаясь детскими по форме, мысли у мальчика выходят за рамки детского возраста:

«У всех взрослых на лицах было написано нервное предвкушение скорого сабантуя. В тачке привезли большую алюминиевую кастрюлю плова: из риса высовывались такие крупные куски, каких я в детских порциях никогда не видывал. Физрук Игорь Анатольевич принес стопку байковых одеял, одним из них, расправив, он закутал голые плечи Таи: к ночи посвежело. А другое отдал библиотекарше Маргарите Игоревне, раскладывавшей на траве тарелки.

– Андрей, ты найдешь себе пару или нет! – прикрикнула Эмма Львовна на Засухина. …»

Так, исподволь, читатель считывает в наблюдениях ребенка и возможные недовесы мяса в порциях ребенка, и намечающееся сближение взрослой пары. И на протяжении всей истории через подобные картины автор вкладывает и свои мысли про условных Сталина-Горбачева, отдавая слова о них разным героям, и мысли своих оппонентов, передавая их в уста других персонажей. И поскольку ребенок среднего школьного возраста много чего ненароком слышит, а то и подслушивает, видит, а то и подглядывает, создается та самая широкая картина жизни, главное достоинство которой – достоверность картин передаваемого времени.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц