Найти тему

Памятка для родителей детей с ЗПР

Организация режима дня и места для занятий:

• установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

• снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

• избегайте по возможности больших скоплений людей;

• помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперреактивности.

Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

• менять виды деятельности во время занятия, таким образом, сохраняя внимание и интерес ребенка. Не забывать делать небольшие перерывы.

• ребенок с ЗПР лучше усваивает и запоминает материал, который вызывает у него положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.

• лучше всего запоминается информация, которая была подана в начале и в конце занятия. Именно поэтому начинать и заканчивать урок с детьми нужно, акцентируя их внимание на важных моментах.

• начинать стоит с использования наглядного материала, который ребенком с ЗПР воспринимается легче.

• каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.

Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

Развитие познавательной деятельности

Развитие памяти и внимания.

1. Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.

2. Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.

3. Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.

4. Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).

5. Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.

6. Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).

7. Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.

8. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений

Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Развитие зрительного гнозиса– узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.

2. Зрительного мнезиса (памяти)– предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.

3. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса– рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве.

4. Развитие моторной готовности – упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.

5. Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.

6. Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм).

7. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).

8. Работа над предложением– от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению.

9. Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.

10. Анализ предложений, три секрета предложения, схема.

11. Знакомство с буквами– воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Развитие мышления.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы:

• учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;

• учить классифицировать предметы по темам, группам;

• учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.

2. Развитие навыка анализа и синтеза:

• учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);

• учить определять (видеть) целый предмет по части;

• учить отгадывать и загадывать загадки;

• учить понимать смысл пословиц и поговорок;

• учить понимать «Нелепицы» с 6 - 7 лет.

Развитие ощущения и восприятия.

1. Дифференцировать обонятельные ощущения.

2. Учить дифференцировать вкусовые ощущения.

3. Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.

4. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.

5. Развитие целостности восприятия – учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.

6. Развитие восприятия пространства – учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;

• учить находить место предмета в определенном ряду;

• учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена.

• учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)

7. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса

• учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;

• учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);

• учить ориентироваться в окружающем пространстве.

8. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.

9. Развитие кинестетических ощущений и восприятий.

10. Развитие слухового восприятия

• учить различать речевые звуки;

• учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;

• учить различать слова, близкие по звуковому составу;

• учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие – глухие)

Работа по развитию лексической стороны речи.

Развитие глагольного словаря.

1. Уточнить и закрепить названия действий животных.

2. Научить подбирать антонимы к глаголам.

3. Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Развитие номинативной функции речи.

1. Научить образовывать множественное и единственное число существительных.

2. Научить определять предмет по названию его составных частей.

3. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.

4. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.

5. Учить подбирать антонимы к существительным.

6. Учить подбирать синонимы к словам.

7. Учить образовывать однокоренные слова.

Активация познавательной деятельности.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы.

2. Исключение лишнего предмета.

3. Умение составлять из частей целое.

4. Загадывание и отгадывание загадок.

5. Понимание смысла пословиц и поговорок.

6. Задание на абстрактно - логическое мышление.

Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса

•Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.

•Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.

•Пальчиковые гимнастики.

•Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

•Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

•Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.

•Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

•Нанизывание бус на нитку.

•Изготовление поделок из бумаги, природного материала.

•«Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки).

•Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.

•Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).

•Рисование по точкам, по клеточкам.

•Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).

•Выкладывание пазлов.

•Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.

•Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.

•Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.

•Сборно-разборные игрушки.

•Логические блоки Дьенеша.

•Счетные палочки Кюизенера.

•Кубики Никитина «Выложи квадрат».

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗПР

Уважаемые родители! Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка.

Обращайтесь за психологической помощью, получите индивидуальные, семейные консультации, поучаствуйте в специальных тренингах для родителей и детей с ОВЗ.

Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог, социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Общайтесь с родителями, у которых такие же дети, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.

Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность детей, делает их самостоятельными и менее зависимыми. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником, а не «запретителем». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним.

Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.

Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную).

Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если выбудете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.

Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.

Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями.

Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.

Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе воспитателей и родителей.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития:

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию воспитателя

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует воспитатель.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия воспитателя.

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет медики.