В условиях экономической нестабильности, многие страны и регионы непрерывно ведут поиск новых источниковфинансового роста. Одним из перспективных секторов экономики выступают креативные индустрии. Добавленная часть стоимости в мировую экономику формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА — особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
Интересно, споры вокруг определения креативной экономики и креативной индустрии начались еще в 1990-х и продолжаются до сих пор несмотря на то, что во многих странах они закреплены на законодательном уровне.
⏳Немного истории:
В 1997 г. власти Великобритании создали Департамент культуры, медиа и спорта и Рабочую группу по креативным индустриям. Одним из первых мероприятий Рабочей группы стали подготовка и публикация в 1998 г. официальных документов, посвященных измерению креативного сектора экономики.
В результате было сформулировано определение креативных индустрий:
«виды экономической деятельности, основанные на индивидуальных творческих способностях, навыках и талантах и обладающие потенциалом создания добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и использования интеллектуальной собственности».
А еще, определили 13 видов деятельности:
🦭реклама
🦭 архитектура
🦭рынок искусства и антиквариата
🦭ремесла
🦭дизайн
🦭мода
🦭кино
🦭музыка
🦭исполнительское искусство
🦭издательское дело
🦭программное обеспечение
🦭телевидение
🦭радио
Было решено, что именно эти сферы должны былипринести значительную прибыль ряду стран. Ну что ж, так и вышло🙂
Интересный факт:
Во всем мире не сложилось единого понятия и определения креативной индустрии:
🐋Эксперты ЮНЕСКО используют понятие «креативные индустрии»
🐋Европейский союз применяет термин «культурные и креативные индустрии»
🐋Во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) – «охраняемые индустрии»
🐋В Республике Корея и Японии – «индустрией контента»
🐋Россия использует термин «креативные индустрии»
КАК ИЗМЕРИТЬ КРЕАТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ?
Измерение креативной экономики – одна из актуальных испорных задач. Попытки оценить масштабы креативных индустрий и их влияние на национальную экономику предпринимаются во многих странах, в России в том числе.
Разберем какие подходы существуют:
🦈Отраслевой подход
Он основан на определении перечня видов экономической деятельности, относящихся к «креативным» и их оценке.
Проблематика такого подхода:
• отсутствие четких критериев «креативности» индустрий
• частое несовпадение официально заявляемых и реальных видов деятельности организаций
• неполнота сведений об индивидуальных предпринимателях, самозанятых и лицах, работающих в «ненаблюдаемой» экономике
Несмотря на недостатки, отраслевой подход на сегодняшний день наиболее распространен, поскольку позволяет оценить ключевые экономические показатели креативных индустрий.
ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ МОСКВЫ
В креативных индустриях Москвы действуют более 58 тыс. организаций и 54 тыс. ИП. В 2018 г. общий объем выручки компаний составил 3.04 трлн руб., а численность занятых превысила 463 тыс. человек (без учета организаций, не предоставивших информацию).
По оценкам НИУ ВШЭ, в 2019 г. размер выручки организаций креативных индустрий достиг 4 трлн руб.
Московские организации создают порядка 54% добавленной стоимости креативных индустрий России.
🦈Оценка занятости креативных профессий:
Оценка занятости в креативных профессиях – альтернативный подход к измерению масштабов креативной экономики города.
Для расчетов используются исследования количества работников, занятых в креативной индустрии.
Выделяются три группы работающих в креативной сфере:
• занятые в креативных профессиях в креативных индустриях («СПЕЦИАЛИСТЫ»)
• занятые в прочих профессиях в креативных индустриях («ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ»)
• занятые в креативных профессиях в других секторах («ИНТЕГРИРОВАННЫЕ»)
Сумма численности работников трех категорий условно рассматривается как характеристика занятости в креативной экономике.
ЗАНЯТОСТЬ В КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ МОСКВЫ
Креативная экономика обеспечивает 12.6% рабочих мест в Москве.
На Москву приходится четверть всех занятых в креативной экономике России.
🦈Анализ внешней торговли креативными товарами и услугами
Еще один международно признанный подход к исследованию креативной экономики – анализ торговли креативными товарами и услугами. Статистические стандарты в этой области задает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Выделяются семь групп креативных товаров:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ART CRAFTS
🐟Изделия для праздников
🐟Прочие художественные промыслы
🐟Бумага и картон ручного отлива
🐟Плетеные изделия
🐟Тканые товары
ДИЗАЙНЕРСКИЕ ТОВАРЫ DESIGN
🐠Архитектурные и дизайн-проекты
🐠Модные аксессуары
🐠Изделия из стекла
🐠Предметы интерьера
🐠Ювелирные изделия
🐠Игры и игрушки
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО VISUAL ARTS
🐳Предметы коллекционирования и антиквариат
🐳Живопись
🐳Фотография
🐳Скульптура
ТОВАРЫ – НОСИТЕЛИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА AUDIOVISUALS
🦑Кинопленка
🦑Магнитные носители
ТОВАРЫ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ PERFORMING ARTS
🐡Музыкальные инструменты
🐡Ноты
ТОВАРЫ ДЛЯ НОВЫХ МЕДИА NEW MEDIA
🐡Носители с записанной информацией
🐡Товары для видеоигр
ПРОДУКЦИЯ PUBLISHING
🦕Книги
🦕Газеты
🦕Прочая печатная продукция
Москва — логистический центр, поэтому основной объем торговых операций приходится на столицу. В город импортируется свыше половины всей продукции, связанной с креативной деятельностью, а экспортируется – 20.3%
Основной объем — товары массового производства (книги, модные аксессуары, игрушки др.). Торговля предметами изобразительного преимущественно приходится на регионы.
Так же основной объем экспорта и импорта товаров Москвы приходится на носители аудиовизуального контента, а также музыкальных инструменты.
Литература:
Креативная экономика Москвы в цифрах / В.В. Власова, М.А. Гершман, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; К79 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 с. – 150 экз. – ISBN 978-5-7598-2358-2 (в обл.).
Доклад Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), посвященный статистическому измерению креативной экономики Москвы.