Найти в Дзене
KOZHEMYAKINA media

Что такое креативная экономика и можно ли ее измерить?

В условиях экономической нестабильности, многие страны и регионы непрерывно ведут поиск новых источниковфинансового роста. Одним из перспективных секторов экономики выступают креативные индустрии. Добавленная часть стоимости в мировую экономику формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.  КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА — особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.  Интересно, споры вокруг определения креативной экономики и креативной индустрии начались еще в 1990-х и продолжаются до сих пор несмотря на то, что во многих странах они закреплены на законодательном уровне. ⏳Немного истории: В 1997 г. власти Великобритании создали Департамент культуры, медиа и спорта и Рабочую группу по креативным индустриям. Одним из первых мероприятий Рабочей группы стали подготовка и публикация в 1998 г. официальных документов, посвященных измерению креативного сектора экономики. В р

В условиях экономической нестабильности, многие страны и регионы непрерывно ведут поиск новых источниковфинансового роста. Одним из перспективных секторов экономики выступают креативные индустрии. Добавленная часть стоимости в мировую экономику формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. 

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА — особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. 

Интересно, споры вокруг определения креативной экономики и креативной индустрии начались еще в 1990-х и продолжаются до сих пор несмотря на то, что во многих странах они закреплены на законодательном уровне.

⏳Немного истории:

В 1997 г. власти Великобритании создали Департамент культуры, медиа и спорта и Рабочую группу по креативным индустриям. Одним из первых мероприятий Рабочей группы стали подготовка и публикация в 1998 г. официальных документов, посвященных измерению креативного сектора экономики.

В результате было сформулировано определение креативных индустрий: 

«виды экономической деятельности, основанные на индивидуальных творческих способностях, навыках и талантах и обладающие потенциалом создания добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и использования интеллектуальной собственности». 

А еще, определили 13 видов деятельности:

🦭реклама

🦭 архитектура

🦭рынок искусства и антиквариата

🦭ремесла 

🦭дизайн 

🦭мода 

🦭кино 

🦭музыка 

🦭исполнительское искусство 

🦭издательское дело

🦭программное обеспечение 

🦭телевидение 

🦭радио

Было решено, что именно эти сферы должны былипринести значительную прибыль ряду стран. Ну что ж, так и вышло🙂

 

Интересный факт: 

Во всем мире не сложилось единого понятия и определения креативной индустрии:

🐋Эксперты ЮНЕСКО используют понятие «креативные индустрии»

🐋Европейский союз применяет термин «культурные и креативные индустрии»

🐋Во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) – «охраняемые индустрии»

🐋В Республике Корея и Японии – «индустрией контента»

🐋Россия использует термин «креативные индустрии»

 

КАК ИЗМЕРИТЬ КРЕАТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ?

Измерение креативной экономики – одна из актуальных испорных задач. Попытки оценить масштабы креативных индустрий и их влияние на национальную экономику предпринимаются во многих странах, в России в том числе.

Разберем какие подходы существуют:

🦈Отраслевой подход

Он основан на определении перечня видов экономической деятельности, относящихся к «креативным» и их оценке.

Проблематика такого подхода:

• отсутствие четких критериев «креативности» индустрий 

• частое несовпадение официально заявляемых и реальных видов деятельности организаций 

• неполнота сведений об индивидуальных предпринимателях, самозанятых и лицах, работающих в «ненаблюдаемой» экономике

 

Несмотря на недостатки, отраслевой подход на сегодняшний день наиболее распространен, поскольку позволяет оценить ключевые экономические показатели креативных индустрий.

 

ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ МОСКВЫ

В креативных индустриях Москвы действуют более 58 тыс. организаций и 54 тыс. ИП. В 2018 г. общий объем выручки компаний составил 3.04 трлн руб., а численность занятых превысила 463 тыс. человек (без учета организаций, не предоставивших информацию). 

По оценкам НИУ ВШЭ, в 2019 г. размер выручки организаций креативных индустрий достиг 4 трлн руб.

Московские организации создают порядка 54% добавленной стоимости креативных индустрий России. 

 

🦈Оценка занятости креативных профессий:

Оценка занятости в креативных профессиях – альтернативный подход к измерению масштабов креативной экономики города.

Для расчетов используются исследования количества работников, занятых в креативной индустрии.

Выделяются три группы работающих в креативной сфере:

• занятые в креативных профессиях в креативных индустриях («СПЕЦИАЛИСТЫ») 

• занятые в прочих профессиях в креативных индустриях («ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ»)

• занятые в креативных профессиях в других секторах («ИНТЕГРИРОВАННЫЕ»)

Сумма численности работников трех категорий условно рассматривается как характеристика занятости в креативной экономике.

 

ЗАНЯТОСТЬ В КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ МОСКВЫ

Креативная экономика обеспечивает 12.6% рабочих мест в Москве.

На Москву приходится четверть всех занятых в креативной экономике России.

 

🦈Анализ внешней торговли креативными товарами и услугами 

Еще один международно признанный подход к исследованию креативной экономики – анализ торговли креативными товарами и услугами. Статистические стандарты в этой области задает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Выделяются семь групп креативных товаров:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ART CRAFTS 

🐟Изделия для праздников 

🐟Прочие художественные промыслы 

🐟Бумага и картон ручного отлива 

🐟Плетеные изделия 

🐟Тканые товары

 

ДИЗАЙНЕРСКИЕ ТОВАРЫ DESIGN 

🐠Архитектурные и дизайн-проекты 

🐠Модные аксессуары 

🐠Изделия из стекла 

🐠Предметы интерьера 

🐠Ювелирные изделия 

🐠Игры и игрушки

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО VISUAL ARTS 

🐳Предметы коллекционирования и антиквариат 

🐳Живопись 

🐳Фотография 

🐳Скульптура

 

ТОВАРЫ – НОСИТЕЛИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА AUDIOVISUALS 

🦑Кинопленка 

🦑Магнитные носители

 

ТОВАРЫ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ PERFORMING ARTS 

🐡Музыкальные инструменты 

🐡Ноты

 

ТОВАРЫ ДЛЯ НОВЫХ МЕДИА NEW MEDIA 

🐡Носители с записанной информацией 

🐡Товары для видеоигр

 

ПРОДУКЦИЯ PUBLISHING

🦕Книги 

🦕Газеты 

🦕Прочая печатная продукция

Москва — логистический центр, поэтому основной объем торговых операций приходится на столицу. В город импортируется свыше половины всей продукции, связанной с креативной деятельностью, а экспортируется – 20.3%

Основной объем — товары массового производства (книги, модные аксессуары, игрушки др.). Торговля предметами изобразительного преимущественно приходится на регионы. 

Так же основной объем экспорта и импорта товаров Москвы приходится на носители аудиовизуального контента, а также музыкальных инструменты.

Литература:

Креативная экономика Москвы в цифрах / В.В. Власова, М.А. Гершман, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; К79 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 с. – 150 экз. – ISBN 978-5-7598-2358-2 (в обл.). 

Доклад Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), посвященный статистическому измерению креативной экономики Москвы.