Валерий Подмаско
Вы когда-нибудь обращали внимание на границы государств Западной и Северной Европы? Если нет, то рассмотрите политическую и физическую карту Европы. За рядом исключений, границы западных государств имеют наименьшую протяженность из всех возможных вариантов. Причем, в большинстве случаев сухопутные границы проходят по естественным рубежам – рекам или горным хребтам. Прекрасные границы у Италии. Очень «удачная» граница у Испании с Францией. Правда, у Франции великовата граница с Бельгией. Ее протяженность составляет 620 км. Причем, почти на всей своей протяженности это сухопутная равнинная граница. Другое дело – граница Франции и Германии. Ее общая протяженность – 450 км, и почти половина этого расстояния проходит по Рейну. Особое место в Северной Европе занимает сухопутная граница Дании. Она очень короткая: ее протяженность составляет всего 68 км!
У человека, плохо знающего историю, может сложиться представление о том, что государственные границы либо являются этническими границами, либо должны им соответствовать. Это полная чушь. Государственные границы – это результат многочисленных кровавых войн, а не особенностей расселения европейских народов. Когда внимательно вглядываешься в границы западных государств, начинаешь понимать, что они когда-то рассекали европейские народы «по живому», а западноевропейские нации, в конце концов, формировались из того, что попадало в «удачные» границы. Поэтому все западноевропейские приграничные этносы имеют соплеменников по другую сторону государственной границы. Это касается басков, каталонцев, савойцев, итальянцев, тирольцев, словенцев, хорватов, фламандцев, голландцев, немцев, датчан и т.д.
В Центральной и особенно в Восточной Европе совершенно другая картина. Здесь – настоящая политическая «окрошка». Все это потому, что здесь происходил насильственный распад империй и возникновение на их обломках новых государств именно по этническому признаку. Из Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империй вырывались куски территорий, яко бы населенные одним «народом». Этот «народ» получал «свободу» и государственность, как правило, за счет других народов, населявших ту же самую территорию. Так искусственно создавались новые «суверенные» государства в совершенно немыслимых границах. В Западной Европе таким государством является Бельгия. А вот в Центре и на Востоке Европы таких государств «пруд пруди». Но, даже нарисовать на карте Европы новые государства с компактной территорией не так просто, как может показаться. Что и говорить о реальных границах. Часто создание новых государств приводило и приводит к появлению государств-уродцев. Особого внимания заслуживают «червеобразные» государства: Чехословакия образца 1919-1938 г. (в наше время Чехия, Словакия и Закарпатская Украина), а также современная Австрия и Хорватия. Кстати, в Северной Европе есть своя «червеобразная» держава – это Норвегия. Почему я назвал эти страны обидным словом? Я просто обращаю внимание читателей на крайне неудачную конфигурацию территории этих государств. Для нее характерна большая удельная протяженность сухопутной границы на единицу государственной территории. Идеальная государственная территория должна быть компактной со спрямленными границами. То есть, чем меньше протяженность сухопутной границы на единицу площади государства, тем лучше. Еще лучше, когда большая часть границы проходит по морю, а оставшаяся часть сухопутной границы проходит по горным хребтам, рекам и озерам. Как видите, никакой высшей математики.
Конечно, в Восточной Европе есть и компактные «гиганты», возникшие благодаря щедрым союзникам по мировым войнам и, отчасти, собственной агрессивности. Это Польша и Румыния. До начала Второй мировой войны Польша умудрилась урвать себе территорию с обилием «коридоров», «балконов» и «выступов», которые выходили далеко за польские этнические границы и портили стратегическую картину польских границ. Только после Второй мировой войны усилиями союзников Польша получила компактную территорию и несравнимо более удачные границы. Особо хочу отметить современную польско-германскую сухопутную границу. Ее протяженность составляет 467 км, при этом практически вся она проходит по рекам Одер и Нейсе. Для сравнения: до 1939 года польско-германская сухопутная граница имела общую протяженность 1 912 км, в том числе 607 км границы с Восточной Пруссией. При этом, почти не было никаких естественных рубежей. В лучшем случае эта граница проходила по плоским водоразделам. У Румынии все складывалось более удачно. По итогам Первой мировой войны она приобрела хрестоматийно компактную территорию. Благостную картину подпортил захват румынами Бессарабии, а затем Второй Венский арбитраж 1938 года. После завершения Второй мировой войны Румыния снова приобрела почти что образцовую форму.
Конечно, соотношение площади и длины сухопутных границ у всех центрально- и восточно-европейских государств плохое или очень плохое, но ситуация облегчается тем, что каждое из этих государств граничит с 4-7 соседними государствами. Вследствие этого протяженность государственных границ с каким-то одним из них сравнительно невелика. Но в Восточной Европе всегда понимали, что государственные границы – это повод для войны буквально со всеми соседями. Каждый восточно-европейский народец числит за собой великую историю, огромные империи, рухнувшие в силу неискоренимой подлости соседей. Так что искать поводы для территориальных претензий долго не приходится. Войны между восточно-европейскими государствами захлестывали Восточную Европу с каждым новым распадом великих империй, с каждым новым изменением расстановки сил. Вы думаете, почему страны Восточной Европы ринулись в НАТО, как только распался Советский Союз (25 декабря 1991 г.) и была ликвидирована Организация Варшавского договора (1 июня 1991 г.)? Восточно-европейские «малыши» боятся друг друга, и, если бы их не приняли в НАТО, они начали бы дубасить друг друга, как это было после окончания Первой мировой войны и в ходе Второй мировой войны. Придуманные границы придуманных восточно-европейских государств – это повод для войны всех против всех. И если наши бывшие «братья» по Организации Варшавского договора опять вцепятся друг в друга, не ждите примеров гуманизма.
Иначе дела обстоят у европейских государств, возникших в результате распада Российской Империи и Советского Союза. Крупнейшими из них являются: Украина (Украинская ССР), Финляндия (Великое княжество Финляндское) и Белоруссия (Белорусская ССР). Результатом распада Российской Империи конечно же является и Польша (Царство Польское), но ее довоенная, а затем и современная территория включает территории, аннексированные не только у Российской, но и у Германской и Австро-Венгерской империй. Если бы после Второй Мировой войны у Германии не отрезали все земли восточнее Одера и Нейсе, то современная Польша по своей площади занимала бы место между Белоруссией (207 600 км²) и Финляндией (338 145 км²). Кроме названных гигантов, в результате распада Союза ССР появились не такие уж и маленькие по европейским масштабам Эстония, Латвия, Литва и Молдавия. Причем, Эстония, Латвия, Литва умудрились дважды «обрести свободу». Первый раз при распаде Российской Империи, а второй раз, как мы знаем, при распаде Союза ССР. Наиболее удачные границы у Эстонии. На земле она граничит только с Россией и Латвией, причем протяженность российско-эстонской границы составляет 333,7 км, из них сухопутных границ только 89,5 км, Все остальное – озерные и речные границы. Положение всех прибалтийских государств, включая Польшу, облегчает выход к Балтийскому морю, т.е. есть протяженная морская граница.
Однако особе место в зарубежной Европе сегодня занимает Украина. До 2014 года ее площадь составляла 603 549 км², и она была крупнейшим государством Европы после России! Для примера, площадь Франции составляет 551 500 км², площадь Испании – 504 782 км², площадь Швеции – 450 295 км². И все бы ничего, но у России с Украиной самая протяженная граница в Европе. До 2014 года ее протяженность составляла 2 295 км, в том числе протяженность ее сухопутной части – 1 974 км. После присоединения Крыма к России сухопутная часть российско-украинской границы увеличилась на 170 км, а протяженность морской границы – на 600 км. В итоге, помимо морской границы и континентальной (старая сухопутная) границы появилась небольшая «полуостровная» граница. С присоединением к России ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей протяженность сухопутной российско-украинской границы, если считать по их бывшим административным границам, выросла приблизительно на 160-200 км. А полуостровная крымская граница приобрела теперь внутрироссийский административный статус. Таким образом, на сегодняшний день протяженность сухопутной российско-украинской границы составляет около 2 350 км. Для Европы – это фантастическая протяженность государственной границы.
Для сравнения: сегодня в Европейском союзе самой протяженной сухопутной границей является испано-португальская граница, которая составляет 1 214 км. А самой протяженной сухопутной границей Европы, в целом, является норвежско-шведская сухопутная граница, которая составляет 1 630 км. Причем, норвежско-шведская сухопутная граница проходит по горному водоразделу Балтийского и Северного морей и вряд ли когда-либо охранялась на большей своей протяженности. В настоящее время третье место с Европе по общей протяженности составляет хорватско-боснийская граница. Ее протяженность – 1530 км, но ее сухопутная часть составляет только 905 км, остальные 625 км – это речная граница. Однако большинство сухопутных межгосударственных границ Европы по своей протяженности укладываются в интервал от 400 до 650 км. Исключений немного: австро-германская граница – 815 км (приблизительно две ее трети проходит по горам); чешско-германская границы – 815 км (вся проходит по горам); швейцарско-итальянская граница – 744 км (вся проходит по Альпам).
Теперь сравним русско-украинскую сухопутную границу с самыми протяженными сухопутными границами России в Европе. Протяженность российско-финляндской сухопутной границы составляет 1271,8 км, в том числе 60,3 км речной и 119,8 км озёрной границы). Протяженность российско-белорусской сухопутной границы 1 239 км, в том числе 362,3 км речной и 19,0 км озёрной.
Вы скажете: какая разница в том, какова протяженность сухопутной границы суверенной (!) Украины? Дорогие друзья, государственные границы проводятся кровью солдат, а не чернилами лидеров «мирового сообщества» или лидеров коммунистических партий. Посмотрите еще раз на политическую карту Западной и даже Центральной Европы. Там границы проходят, как правило, по горным хребтам. Почему по горным хребтам? Потому что их легче оборонять! Горные границы легче защищать. За ними по приоритету идут границы речные и озерные. Все остальное: этносы, нации, суверенитеты и т.д. – это риторика. Государственная граница – это защищаемый рубеж. Поэтому граница должна проходить там, где она может быть гарантировано защищена. Особенно, если речь идет о сухопутной границе с враждебным государством. Протяженность сухопутной границы в случае войны – это общая протяженность операционного фронта на данном театре военных действий. Чем больше протяженность операционного фронта, тем большее количество сил и средств необходимо сосредоточить на данном театре боевых действий. Говоря о российско-украинской границе, необходимо иметь в виду еще и то, что вся она укладывается в пределы одного театра военных действий. Этот театр военных действий – огромная, если не сказать бескрайняя, равнина, на которой нет ни гор, ни лесов. На ней сосредоточены самые плодородные земли Европы, и вся она распахана и с российской, и с украинской стороны. Эта равнина как будто специально создана для противоборства многомиллионных армий, для таранных ударов огромных танковых армад. В военном отношении, эта равнина обладает немногими ощутимыми недостатками: на ней негде спрятаться, а в весеннюю и осеннюю распутицу по ней невозможно передвигаться. Но главная проблема российско-украинской границы заключается даже не в ее чрезвычайной протяженности, а в том, что она проходит не по естественным рубежам, а поперек них. Все эти естественные рубежи – реки, притоки Днепра или Дона.
Как я уже сообщал, до 2014 года протяженность сухопутной российско-украинской границы составляла 1 974 км. Много это или мало? Для сравнения: расстояние от Санкт-Петербурга до Херсона составляет 1486 км по прямой. Это – базовая протяженность советско-германского фронта в годы Великой Отечественной войны. Конечно, протяженность советско-германского фронта в ходе Войны обычно намного превышала базовую. Так, что же такое – две тысячи километров фронта в масштабах Великой Отечественной войны? Согласно Полевому уставу РККА 1939 года (ПУ-39) стрелковая дивизия может успешно оборонять полосу шириной по фронту 8-12 км. Возьмем среднее значение – 10 км. Если стрелковая дивизия прикрывает 10 км фронта, то для фронта длиной две тысячи километров требуется 200 стрелковых дивизий по 12-15 тыс. бойцов. Итого: 2 400-3 000 тыс. бойцов. А это – до 30 общевойсковых армий. К этому нужно прибавить танковые и авиационные армии, дивизии артиллерии резерва Верховного Главнокомандования, резервные фронта, армии и дивизии, тыловые и транспортные войска, учебные заведения, госпитали и санатории с ранеными военнослужащими и т.д. А это еще миллионы военнослужащих. Но мы с вами забыли, что Россия и Белоруссия являются союзными государствами, и Россия вместе с Белоруссией несет ответственность за целостность государственных границ Белоруссии! Поэтому, когда мы с вами говорим о российско-украинской границе, правильнее говорить о границе Украины с Россией и Белоруссией. Так вот протяженность этой сухопутной границы до 2014 года составляла 1 974 км + 1 084 км = 3 058 км. А в настоящее время она приближается к 3 500 км (!). Это означает, что все вышеприведенные цифры численности войск нужно увеличить в полтора раза!
Конечно, за приведенные расчеты меня можно упрекнуть в том, что я гляжу на конфликт с Украиной через призму Второй мировой войны, а сегодня – и дроны, и высокоточные ракеты, и космическая разведка, и генералы, которые берегут своих подчиненных, и т.д. и т.п. Конечно, современная оборона не требует того, чтобы миллионы пехотинцев держали фронт, зарывшись в землю, и вообще, в современной войне не требуется былая плотность сосредоточения войск. Но длина сухопутных границ все равно в случае войны перерастает в протяженность фронта, и 3 тыс. км и даже 2 тыс. км не защитить профессиональным спецназом. Россия не может позволить себе такие границы с Украиной, ведь сама идея украинской государственности подразумевает уничтожение России. При этом весь Запад готов помогать и помогает Украине в этом. Поэтому украинским властям все равно, какая у них граница с Россией: с ними весь Запад. А мы себе такой границы с государством-провокатором позволить не можем. Поэтому российско-украинская граница должна быть существенно сокращена за счет Украины до «европейских стандартов». Президент РФ В.В. Путин, формулируя цели Специальной военной операции (СВО) на Украине, ничего не сказал о сокращении протяженности российско-украинской границы, что не исключает эту цель из повестки дня российско-украинских отношений. Сокращение протяженности российско-украинской границы – стратегическая цель, и ее актуальность будет сопровождать существование «незалежной» Украины в любом ее качестве.
Но какой должна быть идеальная российско-украинская граница? Начну с естественных рубежей. В глубине современной Украины существует единственный естественный рубеж, способный служить российско-украинской границей. Этот рубеж – река Днепр. Однако длина Днепра в пределах Украины составляет 1 121 км. Этого тоже много для межгосударственной границы. Не будем забывать, что Днепр – четвертая по протяженности река Европы после Волги, Дуная и Урала. Тем не менее, Днепр вполне подходит для этой роли. Несмотря на обмеление недавних десятилетий, Днепр имеет широкую пойму (от 6 до 20 км), и он широк (от 200 до 1200 м) по всей своей длине. На протяжении столетий Днепр защищал земледельцев юго-западной Руси от восточных кочевников. Северо-восточную Русь защищали не реки, а леса. Днепр – это удобный естественный рубеж, который служил границей между Московским Царством и Речью Посполитой почти полтора столетия, начиная со второй половины XVII века. Левый восточный берег Днепра и правобережный Киев перешли к Москве по Андрусовским договорам между Москвой и Речью Посполитой в 1667 и 1686 гг. Специальная военная операция на Украине показала, что Днепр и сегодня является труднопроходимым рубежом обороны, и он достаточно хорош для того, чтобы служить границей между Украиной и Россией. Российско-украинская граница по Днепру – вот первое, что приходит на ум, глядя на карту Украины и России. Кстати, для тех, кто уверен в том, что Россия должна продолжать игру в поддавки с Украиной: любое смещение российско-украинской границы вглубь России неизбежно приведет к увеличению ее протяженности. Поэтому для тех, кто хочет сократить границу, дороги вглубь России нет. Сокращать можно только двигаясь вглубь Украины. Тут, как говорится: «Ничего личного – только бизнес».
Итак, российско-украинская граница по Днепру – это стопроцентно речная граница. Это хорошо, но, как я уже сказал, все равно слишком много! Границу по Днепру можно рассматривать как компромисс России с Западом: Россия получает границу по естественному рубежу, а Украине остается западная (правобережная) Новороссия, а через нее – выход к Черному морю. Но мы можем позволить себе оставить выход к морю государству-провокатору, работающему на коллективный Запад? Думаю нет. Выход к Днепру на всем его протяжении в пределах Украины следует рассматривать как необходимый этап СВО, но не более того. Радикальное сокращение российско-украинской границы возможно только при перенесении ее значительной части на правый западный берег Днепра. В этой связи, стоит рассмотреть один заслуживающий внимания вариант.
Смотрим на Правобережье: находим в северо-западном углу Одесской области на границе с Молдавией город Кодыма. Затем, на правом берегу Кременчугского водохранилища на Днепре – город Чигирин. Мысленно проводим между Кодымом и Чигирином прямую линию. Это линия проходит по северной границе западной (правобережной) Новороссии с правобережной Украиной. Южнее нее говорят по-русски, севернее – по-украински. Линия Кодыма-Чигирин насчитывает около 280 км. Соответственно, эта линия, проведенная до пересечения с молдавско-украинской границей, будет чуть длиннее. Но это по прямой. При демаркации сохранить прямую траекторию границы не удастся. Тем не менее. Прибавляем к южному участку участок границы по Днепру: расстояние между белорусско-украинской границей на Днепре и Чигирином по прямой составляет около 320 км. В сумме получаем около 600 км российско-украинской границы, из которых почти половина проходит по Днепру, а другая половина – по правобережной степи.
По европейским меркам, это прекрасные показатели. Причем, предлагаемая граница не только сохраняет Украину в списке европейских государств. Эта граница сохраняет Украину в списке крупных государств Европы. В составе Украины в этих границах остается 12 областей, общей площадью около 225 896 км2. Конечно, это не 603 549 км² до 2014 года, но это второе место после Белоруссии (207 600 км2) в списке 13 самых крупных государств Европы, в котором Россия занимает первое место. Должен отметить, что в этот список входят все старые государства Западной Европы: Испания, Франция, Италия, Великобритания. Прибавьте сюда еще и центрально-европейскую Германию, североевропейскую Швецию, Норвегию и Финляндию, а также восточноевропейскую Польшу и Румынию, и получится неплохая компания тяжеловесов по-европейски.
Однако есть еще один довольно радикальный вариант. Правда речь пойдет уже не о российско-украинской, а о российско-галицкой границе. Прежде всего должен заявить, что считаю категорически недопустимым полное восстановление на территории Украины польско-советской границы 1920-1939 года. Если что-то и можно восстановить, так это – российско-австрийскую границу 1814-1918 гг., за которой и сформировался проблемный для всех соседей западноукраинский этнос. Пусть он и остается навсегда там, где возник. Российско-австрийская граница частично проходила по реке Збруч – левому притоку реки Днестр. Кстати, по этой же реке проходила и южная часть советско-польской границы 1920-1939 гг. Итак, проводим новую границу по реке Збруч от устья на Днестре на север до истока, затем по водоразделу рек Припять и Днестр до верховья реки Западный Буг, далее – по реке Западной Буг до ее пересечения с современной польско-украинской границей. Протяженность реки Збруч составляет 244 км. Протяженность украинской части Западного Буга составляет около 180 км. Протяженность водораздела рек Припять и Днестр – около 90 км. Итого протяженность будущей российско-галицкой границы составит около 520 км. Такую границу можно контролировать и через такую границу несложно достать центры возрождения западноукраинского неонацизма. Такая Украина не будет представлять опасности для России, даже если ее возьмут в НАТО. Но и это еще не все.
Существует Закарпатская Русь (Закарпатская область Украины), которую часто рассматривают как часть Западной Украины, хотя жители Закарпатья никогда не отождествляла себя с Галичиной. Несмотря на многие десятилетия украинизации, жители Закарпатья называют себя не украинцами, а русинами. От России Закарпатскую Русь отделяет Галиция. Присоединить ее к России означает создать российский анклав, с которым вообще не будет прямой связи. Но, есть и другой путь: создать независимую республику «Закарпатская Русь». Думаю, это устроит и русинов, и нас, и венгров.
Не будем забывать, что реализация любых наших проектов, касающихся Украины, зависит от героизма и умения бойцов российской армии. Пожелаем им Победы, здоровья и долгих лет жизни!
Все фотографии и карты из общедоступных источников