Елена ШАРКОВА
22 декабря 1907 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга состоялась премьера балетного номера «Лебедь» в исполнении Анны Павловой.
Великий хореограф Михаил Фокин поставил этот номер для великой балерины Анны Павловой – и, разумеется, «Лебедь» стал легендарным.
Да и могло ли быть иначе? Фокин говорил про Павлову, что она доказала: главное в искусстве – талант. Конечно, техника важна, но без души, без Божьей искры она не даст подлинного величия. В Павловой же виртуозное владение техникой сочеталось с вдохновением, с той самой искрой – и рождалось совершенство.
После многие балерины изображали умирающего лебедя, но именно Анна Павлова задала тон – эту бесконечную грусть, которая, казалось, была самой сущностью танцовщицы. Хрупкая грациозная фигура, длинная шея, длинные худые руки – облик Павловой был наполнен печалью. Сохранившиеся кинокадры не передают этого благородного изящества. Что же, от гения Павловой ничего не осталось?
Фокин писал: «…бессмертна красота, бессмертно великое искусство, и нет ему конца. … Павлова будет мечтою многих поколений, мечтою о красоте, о радости движения, о прелести одухотворённого танца». Так и вышло: номер живёт, новые балерины вкладывают в него душу, помня о недостижимом идеале. Поистине – бессмертно великое искусство, и нет ему конца.