Доброго времени суток всем, кто забрел на мой канал! Давненько что-то мне не приходилось возвращаться к своей любимой теме и эпохе. А ведь было обещание рассказать о народах, которые составили основу русской нации! Вятичи уже были, ильменские словене тоже, пришла очередь кривичей. Это самый большой племенной союз на территории Северо-Восточной Европы, географически он занимал всю теперешнюю северо-восточную Белоруссию, Смоленскую и Псковскую области, части Московской, Тверской, Ленинградской и Новгородской областей. То есть, жили кривичи широко, от Балтики до Поволжья.
Почему кривичей называют народом-загадкой? Вовсе не для красного словца и не для интриги. Он и на самом деле постоянно подкидывает археологам и генетикам почти неразрешимые задачки. Кто они этнически? Откуда взялись? И это при том, что о них довольно много известно. Известно даже, кто был последним племенным кривичским князем: Это был Рогволод, убитый Владимиром Святославичем, а его дочь Рогнеду Владимир силой взял в жены. О племенных князьях других славянских племен, подчиненных Рюриковичами (кроме Мала) ничего не известно. Зато кривичские князья остались на генеалогическом древе Рюриковичей - сыном Рогнеды был Ярослав Мудрый, будущий великий князь. И это, кстати, один из редчайших случаев в родословии русских князей, ибо как правило, княгиня и ее род почему-то оставались "за кадром".
Название "кривичи" тоже вызывает споры. С остальными названиями более-менее все ясно: поляне - жители полей, древляне - лесов, дреговичи - болот (дрегва - болото), бужане жили вдоль реки Буг. И по логике вещей кривичи тоже должны быть связаны с каким-то ландшафтом. (Кстати, следует произносить не "крИвичи", а "кривИчи"). НО большинство историков почему-то относят это название к какому-то общему предку по имени "Крив". Ну, был такой у них косоглазый предок. Ага. На самом деле кривичей было слишком много ( по тем временам), и делились они на две больших группы: псковские кривичи и кривичи полоцкие. Последние считали своим предком некоего Бая (Боя), о котором довольно много известно, даже имена его любимых собак, Ставры и Гавры. В Белоруссии существовали даже связанные с этими собакенами дни, Ставрорусские деды, дни поминовения усопших.
Так что, скорее всего, название это связано или со словом "кровь" - в некоторых западных диалектах оно так и произносится, "кривь, крив", - и означает "кровники, родичи", или с кривой, холмистой местностью. А лично мне нравится версия о происхождении этого названия, связанная с тем, что кривичи считали себя потомками средней дочери легендарного прародителя всех славян, Скривы, и изначально были скривичами.
Еще одна загадка - этническая принадлежность кривичей. Традиционно они считаются славянами, но автор Повести Временных Лет, например, их таковыми не считал.
"Се бо токмо славянские языки в Руси, - пишет он, - поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северо, бужане, зане сидят по Бугу, после же волыняне". Кривичей и вятичей он выносит за скобки. И современные исследователи так же склоняются к тому, что кривичи не были славянами в полном смысле.
Традиционно археологи относили к славянам тех, у кого в захоронениях находили разнообразные височные кольца. И у кривичей они имелись.
Но генетически кривичи, видимо, были метисами балтов, финнов и славян. Основа их, собственно славянская, как считают некоторые историки, пришла откуда-то с Дуная. Теперь почти наверняка известно, что знаменитая Любшанская крепость была построена именно кривичами, и только в 7-8 веке н.э. была захвачена словенами, которые истребили все ее население. Так вот, эта крепость построена на провинциальноримский манер, так строили на границах римской империи. То есть, строители ее явно соприкасались с римской культурой. Есть и другие свидетельства того, что древние кривичи с нею соприкасались - в находках из так называемых длинных курганов, характерных для кривичей. Так что предположительно в 5 веке н.э. некое славянское племя ушло с Дуная, с границ римской империи, под напором гуннов, а может, и в стремлении сохранить свою свободу от римлян.
И язык северных кривичей был ближе именно к языкам западных славян. Сама же культура кривичей, опять же по мнению современных исследователей, наполовину славянская, наполовину скандинавская. И этому есть ну, скажем так, не то, чтобы подтверждение, но серьезное основание: в Любшанской крепости кривичи жили бок о бок со скандинавами, и молоточки Тора там были таким же распространенным атрибутом, как височные кольца. Помимо скандинавского, там намешано много и финского, и балтского, и последнего так много, что многие, особенно прибалтийские ученые считают их полностью балтийским племенем.
Понятно, да? Практически все раскопки подтверждают: в землях кривичей и славяне, и финны, и балты жили мирно бок о бок, делясь генами, культурой, вещами и прочим. Это разительно отличает их от остальных европейских племен и народов того времени, когда соседи стремились любой ценой захватить, подчинить или хотя бы просто ограбить друг друга.
Название "дети тьмы" мною было вынесено в заголовок, потому, что считается, что кривичи называли себя так из-за того, что главным кривичским богом был Велес, которого считали не только богом скота и богатства, но и богом подземного мира и тьмы.
В украшениях, орнаментах, изделиях кривичей, особенно полоцких, огромное количество змеиных символов, изображений змей, что тоже является признаком культа Велеса именно как бога подземного мира. Но, как мною уже было упомянуто, кривичей было слишком много, и слишком они были разбросаны на протяженности всей их зоны обитания. И в разных регионах скорее всего культ главного божества различался. например, близ города Торопца (древнее название Кривитеск) обнаружено древнее поселение, жители которого считали себя сварожичами, детьми бога Сварога, но несомненно были кривичами.
И так, немного порассуждаем. Я считаю, и многие более серьезные исследователи считают, кстати, примерно так же, что автор ПВЛ не лгал, но не говорил всей правды и очень о многом умалчивал, ибо был сильно заангажирован правящей династией Рюриковичей. Но по некоторым его оговоркам, а еще больше по тому, о чем он умалчивал, можно составить более-менее правдоподобную гипотезу о том, что же на самом деле происходило на Руси в тот судьбоносный отрезок времени.
Кривичи на севере тесно соседствовали с финнами, балтами и ильменскими словенами, впоследствии, как считается, слившись с ними раньше, чем это произошло с другими племенами, составившими русский этнос. Но мирным ли было это соседство? В случае словен, полагаю, что нет. Словене судя по всему были гораздо агрессивнее и амбициознее. И между ними имелось некое соперничество. Кривичи были древнее и многочисленнее, о них упоминает еще в "долетописное" время император Константин Багрянородный, сообщая, что кривичи строят лодки, на которых русы ходят в Царьград. Известен уклад жизней кривичей - их города управлялись вечем, которое избирало князя, как правило, главу рода, но могло и лишить его доверия и власти. Вече решало вопросы войны, мира, торговли. Обязанностями князя были охрана границ, торговых путей, судопроизводство. Собственно, по образцу кривичей потом и создалось государство Рюриковичей - а вовсе не под влиянием скандинавов, у которых на тот момент, да и после, ничего подобного и в помине не было. И кстати, мы сами сейчас имеем многие кривичские привычки. Даже гадание и игра в домино - достались нам от кривичей. Пословицы и поговорки, связанные с козлом и козой - тоже кривичские, например, на хромой козе не объедешь - стопроцентно кривичская поговорка.
Другими словами, кривичи оставили в нашей культуре такой огромный след, так глубоко в нашей исторической памяти, что совершенно очевидно: они были влиятельным, сильным и на рубеже 8 и 9 веков н.э. знаменитым народом. Почему я думаю, что между ними и словенами существовало сильное соперничество? Ну, потому, что совершенно очевидно, словене, захватив Старую Ладогу и Любшу, вырезали всех жителей. Быт и культура этих крепостей сильно поменялись, когда они стали словенскими. Старое название "скривичи" стало "кривичами" возможно потому, что по мнению словен, они были "не правильными", "кривыми". Определенное соперничество было связано и с главными божествами кривичей и словен: Велесом и Перуном.
И опять вернемся к моей статье о княгине Ольге, "Славянская Санса Старк". По моим предположениям, в момент появления Рюрика имело место быть противостояние славянских племен, борьба за превосходство, за верховную власть. И кривичи, несомненно, побеждали в этой борьбе. Перед этим словенам пришлось заключить с кривичами союз, чтобы изгнать варягов, которым приходилось платить дань, но как только от *опы отлегло, как соперничество возобновилось с новой силой. И победить в этой борьбе получилось только с помощью варягов-руси, которые, напомню еще раз, не были небольшой дружиной наемников, как это представляет себе большинство диванных историков. Автор ПВЛ четко и недвусмысленно говорит, что с Рюриком пришла ВСЯ Русь, все племя. Сообща словене и Русь разделались с князьями кривичей и захватили власть. Может быть, князья или князь словен погиб в этом противостоянии, и князем стал Рюрик - не суть. Всей правды мы все равно уже не узнаем. А вот что княгиня Ольга была из Псковской области, из городка Выбуты - почти достоверный факт. То есть, опять всплывает какой-то кривичский герой, какой-то очень популярный и любимый народом князь, имя которого летописцы старательно "забывают", но присутствие которого прямо-таки напрашивается. Важность этого героя и память о нем свидетельствуют и многие оговорки летописцев, упоминающих о кривичах, и даже то, что ни об одной женщине князя Владимира летопись не упоминает даже вскользь, а вот Рогнеда названа по имени, и упомянут ее отец, кривичский князь Рогволод.
Мы понятия не имеем, кем были княгини, матери многих русских князей, в том числе и Рюриковичей. Но двойную обиду кривичской Рогнеды летописцы не упомянуть не смогли. Кривичи, Русь и словене составили ядро русского этноса: новгородцев. Как более многочисленные и культурно более развитые, кривичи, как мне кажется, могли играть основополагающую роль в этом союзе. Именно поэтому и княгиня Ольга получила такой кредит доверия, власти и популярности, и варяги не посмели ее тронуть после смерти Игоря. На вече ведь кривичи составляли большинство.
Так же думаю, именно поэтому молодой Владимир, бастард, добыл себе в жены именно Рогнеду - не только потому, что она была невестой его старшего брата, но и потому, что она укрепляла его положение. И все равно, соперничество, старые обиды и недовольство были так велики, что Владимир вынужден был сначала попытаться помирить своих подданных, поставив в Киеве изображения главных славянских богов, в том числе Перуна и Велеса, а когда это не помогло, пошел на радикальные меры: вообще сменил веру, заручившись самым мощным союзником из возможных на тот момент: Константинополем.
Но все это, повторюсь еще раз, теории и предположения. То, что было так важно и злободневно тогда, сейчас кажется уже романтичным, загадочным и интересным, но не более того. А что по-прежнему важно - так это наследство, которое досталось нам от предков, и кривичей в очень большой степени. И это самое главное: способность мирно жить бок о бок с самыми разными людьми, самых разных верований, культуры, традиций. И при этом оставаться самими собой. По мне, это одно из самых важных качеств русского человека, которым следует гордиться и которое следует беречь. В современном мире оно вообще стало бесценным и только оно и внушает самые большие надежды на то, что разум когда-нибудь победит.
А на сегодня это все! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, будет еще что-нибудь интересное. Всем добра и мира!