Рената Минакова, практикующий психолог о применении системно-феноменологического подхода в работе с паническими атаками.
Панические атаки сопровождаются тремя основными страхами: страхом потерять контроль (упасть в обморок), страхом сойти сума, страхом смерти.
Работа с паническими атаками требует экологичного отношения к клиенту и исследования семейной системы в целом, т.к. приступы могут быть связанны с тяжелыми семейно-родовыми динамиками.
Патологический внутриличностный механизм, связанный с панической атакой, расщепляет личность по следующему принципу: с одной стороны, человек испытывает потребность в принадлежности, с другой стороны – потребность в автономии. Две эти сильные и энергетически заряженные потребности вселяют в человека страх перед собственным одиночеством и чувством привязанности к ближнему. Отсюда следует возникновение внутреннего конфликта, ядром которого выступает разлад между двумя эго-статусами личности. Эти два статуса малоизвестны самому обладателю и находятся в постоянной борьбе между собой, за лидерство и обладание своим визави.
Основные методы при работе с паническим расстройством:
1. Психообразование. Клиент получает адекватную информацию о стрессовой реакции с акцентом на физиологические аспекты.
2. Когнитивная реструктуризация. Техника оспаривания катастрофических интерпретаций.
3. Практика релаксационного дыхания и расслабления мышц. Клиент учится снижать напряжение в ситуации паники.
4. Интероцептивное воздействие. Способность самостоятельно управлять приступом.
5. Управление избегающим поведением. Мягкие интервенции, связанные с агорафобией.
6. Работа с ресурсными эго-статусами. Поиск ресурсных частей личности.
7. Работа с восстановлением утраченной принадлежности.
8. Опоры на обретение Я-концепции и поиск собственного пути.
Системно-феноменологический подход, хорошо зарекомендовал себя в работе с паническими атаками. Пожалуй, это единственный метод, который эффективно решает вопросы, связанные с принадлежностью, и включает в себя работу с принятием своего рода, наполнением ресурсами и возможностями всей семейной системы. Наряду с этим, метод позволяет увидеть и почувствовать неповторимость, идентичность, самоопределение и ответственность за самого себя.