Страны инвестируют более 20 миллиардов долларов, чтобы облегчить перемещение товаров по водным и железнодорожным путям.
«Речь идет о создании устойчивых к санкциям цепочек поставок на всем протяжении», — говорит Мария Шагина, эксперт по санкциям и внешней политике России в лондонском Международном институте стратегических исследований.
Возникающий торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. На его северной оконечности находится Азовское море, которое граничит с Крымским полуостровом, юго-восточным побережьем Украины, включая оккупированный Россией порт Мариуполь, и устьем реки Дон.
Оттуда речные, морские и железнодорожные сети простираются до иранских узлов на Каспийском море и, в конечном счете, в Индийском океане. Путин также отметил важность этого конца коридора.
На экономическом форуме в сентябре он подчеркнул необходимость развития судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль маршрута, что «предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, облегчит поставки из этих стран взамен».
По оценкам Россия и Иран инвестируют до 25 миллиардов долларов во внутренний торговый коридор, помогая облегчить поток товаров, который Запад хочет остановить.
Как сообщило в прошлом месяце полуофициальное агентство новостей Ирана, базирующаяся в Тегеране компания IRISL вложила 10 миллионов долларов в порт на Волге. Цель состоит в том, чтобы почти вдвое увеличить грузоподъемность порта Солянка в Астрахани до 85 000 тонн в месяц.
Внутри своих границ Иран вкладывает деньги в терминалы, где грузы могут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Он также расширяет железнодорожную сеть, которая уже насчитывает около 16 000 километров и является частью Списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иранские официальные лица заявляют, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», — отказываясь от любых планов по возрождению экономических связей с Европой и вместо этого выполняя ряд торговых и энергетических соглашений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии.
И для России, и для Ирана Индия является важнейшим звеном в сетях, которые они пытаются построить.
Как сообщалось в прошлом месяце первая партия российского зерна в 12 миллионов тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран. Торговые потоки могут увеличиться, если Ирану удастся соединить незавершенный комплекс порта Чабахар в Индийском океане — проект, в который инвестировала Индия, — со своей сетью поездов дальнего следования. До сих пор Чабахар не подпадал под санкции США, но это может привлечь внимание Вашингтона.
Проект, который должен занять годы, может привлечь знаительные инвестиции и получить значительную выгоду как для строительных компаний стран Востока и России, так и для Ирана и России, получающих более простой, не зависимый от Европы и США выход к расширению партнёрства с Индией, Пакистаном и Китаем - крупнейшими экономиками региона.