Найти тему
Илья Кузнецов

Лангтанг, Непал. Прекрасный вечер, чудесное утро и замечательный день.

Вечер
Вечер

Прекрасный вечер, чудесное утро и замечательный день. 

Я не часто публикую фотографии, сделанные на телефон. Они редко обладают художественной ценностью, картинка получается плоской, цвета слишком яркими, а сами файлы хуже поддаются редактированию, чем те, что были снятые на камеру. Возможно, мне просто следует покапаться в своём смартфоне и разобраться с настройками камеры и алгоритмов. Однако, речь сейчас вовсе не о технических аспектах фотографии. Я хочу поговорить о другом. 

То, что видите вы, глядя на картинки в моем инстаграме, и то, что вижу я - это две большие разницы. Для меня каждая фотография - это воспоминание. Иногда я листаю свои же собственные снимки и, словно следуя за белым кроликом из "Алисы в стране чудес", отправляюсь в пошлое. Истории, участником которых мне посчастливилось стать, люди, которые были рядом тогда, мои мысли и чувства - сам дух того времени - будто вновь являет мне себя и нисходительно позволяет ещё раз прожить те же мгновения. Я заметил, что не все фотографии в этом отношении работают одинаково хорошо. Некоторые цепляют моментально, другим требуется больше времени и сосредоточенности ума, третьи же, сколько я на них ни гляжу, не производят нужного эффекта. Не имеет значения, на что был сделан снимок: на фотоаппарат, смартфон или экшен-камеру. Когда речь идёт о путешествиях в прошлое (пусть и субъективных), то размытая фотография с заваленным горизонтом, снятая на смартфон лет 5 или 6 назад, порой вызывает настоящую лавину воспоминаний. В то же время, снимок с тщательно выверенной композицией, продуманной цветовой гаммой и хорошим освещением, сделанный при помощи профессиональной камеры, может вообще не обладать никакой магической силой. 

Утро
Утро

Некоторое время я размышлял над этим парадоксом и пришёл к выводу, что первостепенное значение имеет вовсе не техника, на которую сделано фото. Важна эмоциональная наполненность момента. И тут мы переходим к самому главному. 

Бывают моменты-шедевры, бриллианты, естественные произведения искусства, сотворенные самой Жизнью, с которыми не может сравниться ничто из созданного человеком намеренно. Вы когда-нибудь задумывались над этим? Самая интересная книга и самая гениальная симфония - ничто по сравнению с теми моментами, о которых я говорю. 

Подумайте о том, как рождаются такие мгновень. Бескрайнее поле причинно-следственных связей безостановочно порождая все новые явления, в конце концов приводит вас в точку, где (или когда) идущие казалось бы параллельно сюжетные линии неожиданно пересекаются в неуловимом "сейчас". 

О, какие поразительные совпадения происходят порой! Какой интересный поворот иногда принимает сюжет! И кем в действительности оказываются те или иные люди (я имею в виду их роль в вашей жизни)!.. Сколько всего должно было произойти, чтобы дорогой вашему сердцу момент на бесконечно короткий миг стал реальностью! Да, потом он растворится в потоке событий, краски потускнеют, эмоции улягутся, но он навсегда останется в вашей памяти.

Иногда эти моменты прекрасны в своей простоте, а порой поражают сложностью событийных конструкций и запутанностью сюжетных линий. Штука в том, что вы далеко не всегда понимаете, что именно проживаете в текущий момент. Чтобы подчеркнуть исключительную важность этой мысли, я позволю себе её повторить. ВЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ИМЕННО ПРОЖИВАЕТЕ В ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ. Чтобы осмыслить события нужно время. Представьте себе большую картину какого-нибудь известного художника, которая висит на стене в галерее. Пока вы стоите к ней вплотную, вы видите лишь несвязное нагромождение разноцветных мазков, но стоит отойти подальше, как начинает угадываться сюжет полотна, и то, что казалось случайным, обретает смысл. Вы понимаете, о чем я? Дело не в пресловутой осознанности, о которой сейчас разве что ленивый не говорит, а в восприятии явлений, как континуума. 

Явления плавно перетекают из одного в другое, подобно тому как чередуются цвета видимого спектра. Мозг фиксирует основные моменты: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный и т.д., забывая о том, что каждая точка на градиенте между ними фактически представляет собой полноценный и самодостаточный цвет. Нет никаких промежуточных цветов. В природе вообще не существует цветов - есть лишь длинна волны света...

Ум привык отделять одно от другого, он чувствует себя комфортно лишь в понятной ему среде, где все объекты, события и явления категоризированы, и к каждому прикреплена бирка с описанием. Точно также он ведёт себя и с явлениями, отмечая среди них главные, второстепенные и, наконец, вообще ничего не значащие. Зачастую, событие относится к последней категории лишь потому, что мы не способны увидеть и просчитать причинно-следственные связи, которые расходятся от него, как круги от брошенного в воду камня. Все влияет на все. Отдельных явлений не существует - есть лишь непрерывный континуум, каждый момент которого обусловлен предыдущим мгновением, и в свою очередь обуславливает следующий. Хотя, как вы наверное уже догадались, деление моментов на прошлые, настоящие и будущие - точно такая же категоризация, а потсути - фикция, как и все остальное.

Я - это тоже явление, как и вы, как и то, что не является ни мной, ни вами. Вы улавливаете? Ведь здесь имеет место не только категоризация, но и градиент, подобно тому, как дело обстоит с цветами. 

В самом деле, где пролегает граница между "я" и "не я"? Соответствует ли она внешнему контору моего тела? Далеко не всегда. Мой дом, мои родители, семья и друзь - это часть меня. Но вот пару лет назад мне удалили зуб - и это был просто зуб...

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что для восприятия самого себя мы используем тот же инструментарий, что и для восприятия так называемого внешнего мира? И фактически мы воспринимаем самих себя точно также, как и "внешний мир". 

Напрашивается вполне определённый вывод: "Я" неотделимо от континуума наблюдаемых явлений "внешнего мира". Другими словами, мой "внутренний" мир в действительности таковым не является, поскольку я наблюдаю его точно так же, как и "внешний". 

День
День

Реальность такова, что границы всегда размыты и во многом просто иллюзорны. Здесь нет меня и не-меня, нет главного и второстепенного, нет прошлого, настоящего и будущего. Есть лишь континуум явлений, который, вероятно, уже развернут до конца в одном из более высоких измерений, а мы наблюдаем лишь его срез, из-за чего нам кажется будто он все ещё разворачиваться...

Жизнь - это и произведение искусства, и величайший художник. Она творит непокладая рук. Шедевры, которые она создаёт - это моменты. Причём, не так уж и важно, плохие они или хорошие. Со временем начинаешь понимать, что "хорошо" и "плохо" - это лишь субъективные оценки, основанные на прверхностном восприятии поля причинно-следственных связей. 

Есть люди, которые собирают картины великих мастеров; есть те, кто коллекционирует классические автомобили, предметы старины, монеты, марки и даже пивные банки. Все это кажется таким незначительным и преходящим, что невольно я вспоминаю детство и свою коллекцию вкладышей от жвачек. Я хранил их в большой коробке из-под мармелада. Любил разглядывать и обычно раскладывал по категориям. Когда попадался повторный, я сразу же старался его обменять. Если не ошибаюсь, в моей коллекции насчитывалось порядка 600 вкладышей. Сейчас их больше нет. Они растаяли во времени, потерялись в потоке событий. Но этот момент никуда не исчез, просто из неуловимого "сейчас" он превратился в воспоминание. И оно мне намного дороже, чем та коробка из-под мармелада...

Должен признаться, что я все ещё занимаюсь коллекционированием. Только теперь я собираю настоящие шедевры и храню их в самом надёжном месте, какое только можно найти - в своей памяти.