15,4K подписчиков

Снегурочка. История успеха.

230 прочитали

Хочу  показать, как разные художники создавали образ Снегурочки и как из их работ сложился ее сегодняшний внешний вид. Хотелось бы, чтобы читатели в комментариях поделились своими впечатлениями, а может кто-то найдёт в статье идеи для новогодних костюмов и добавит в комментариях юмора и праздничного настроения.

Под Новый Год самое время напомнить историю возникновения всенародной любимицы — Снегурочки. Вспомнить, как менялся со временем её костюм и внешний вид. Сегодня всем известно, что Снегурочка это традиционный персонаж русского фольклора, олицетворяющий дух зимы. Ведь русские народные сказки это один из основных жанров фольклорной прозы. Представьте себе: зимой темнеет рано, в избе собраются женщины и занимаются различными рукоделиями при тусклом свете лучины. А чтобы не скучно было — рассказывают сказки, да небылицы выдумывают. Вот так во глубине веков и возникла сказка о Снегурочке... До второй половины 19 века героиня сказки была совсем не похожа на нынешнюю красивую, всем знакомую Снегурочку. И родителями её были не Мороз и Весна, а деревенские дед и бабка. Слепили они себе ледяную внучку, а она превратилась в настоящую девочку.

Фото 1. К.В. Лемох. Начало 20-го века
Фото 1. К.В. Лемох. Начало 20-го века

Если исходить из того, что Снегурочка появилась в крестьянской семье, то она вполне могла выглядеть как эта крестьянская девочка с акварели художника Лемоха. Сейчас он почти забыт. А в своё время Лемох был настолько популярен, что обучал детей императора Алекса́ндра III рисованию, в том числе и наследника престола, будущего царя Николая Второго. При этом художник всё своё творчество посвятил изображению самых бедных крестьян и сцен из крестьянской жизни. В то время это было очень модно. Также модно было интересоваться фольклором, ходить по деревням и записывать разные сказки и былины. В России самым знаменитым собирателем народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. В 1869 году он издал главный труд своей жизни — трёхтомник «Поэтические воззрения славян на природу». Так немудрёная народная сказка о Снегурочке попала в научную книгу. Книга имела грандиозный успех. Сказок было много, но сказка о Снегурочке не затерялась среди множества других. Как часто бывает, помог случай: ремонт в здании Малого театра в Москве в 1873 году.

Фото 2. Императорский Большой театр. Фотография до 1917 года
Фото 2. Императорский Большой театр. Фотография до 1917 года

В 1873 году в помещении Малого театра был ремонт и труппу театра перевели в Большой театр, который находится рядом. Так как три труппы (оперная, балетная и драматическая) оказались вместе, дирекция театра решила поставить что-нибудь грандиозное, чтобы были задействованы все. Написать пьесу поручили великому драматургу Островскому. Островский был известен как реалист и бытописатель, то есть в своих пьесах он показывал простую повседневную жизнь, лишенную всяческих сказочных проявлений. Получив заказ он выбрал сказку о Снегурочке из трёхтомника Афанасьева. Островский написал такую пьесу… такую пьесу… что наверно ни один символист, ни один декадент, ни один сюрреалист не смог бы написать такое. Из короткой незамысловатой сказочки получилась: «Снегурочка. Весенняя сказка. В четырех действиях с прологом». В пьесе много отсылок к древней истории славян и символических, философских смыслов. Тот факт, что сейчас эту пьесу трудно понять, придает ей дополнительную мистическую прелесть. Можно просто, не вникая, наслаждаться красотой. И в 1873 году в Большом театре состоялась премьера. Музыку написал П.И Чайковский.

(друзья, может быть кто-то знает, где найти фото эскизов оформления самой первой постановки Снегурочки?)

Фото 3. Эскиз костюма Снегурочки. 1881 год
Фото 3. Эскиз костюма Снегурочки. 1881 год

В 1881 году другой великий русский композитор Римский-Корсаков приступил к созданию оперы «Снегурочка». Вот что композитор писал в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»: «В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Опера была поставлена в 1882 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. На фото мы видим, как выглядел эскиз костюма Снегурочки для спектакля. Возможно, никто бы не догадался что это Снегурочка, если бы не было подписи. Вот, что сам композитор Римский-Корсаков писал о постановке и костюмах: «Всеволожский вдруг возымел намерение поставить мою “Снегурочку” с подобающим императорским театрам великолепием. Заказаны были новые декорации и костюмы, и опера была дана 15 декабря. Декорации и костюмы были действительно дорогие, изысканные, но совершенно не идущие к русской сказке. Мороз оказался чем-то вроде Нептуна. Лель походил на какого-то Париса, Снегурочка, Купава, Берендей и другие были разодеты подобным же образом. Архитектура берендеевского дворца и домик слободки Берендеевки, лубочное солнце в конце оперы до смешного не вязались с содержанием весенней сказки. Во всем сказывалось непонимание задачи…». Действительно, на Снегурочку не очень похоже, костюм не стильный, эклектичный, в нем очень мало от русского народного костюма. Дело в том, что в то время происходила яростная борьба передового реалистического театра с приверженцами устаревшего условного театра. Сторонниками условного театра были в то время Императорские театры и их директор Всеволожский и конечно их «хозяин» император. Сейчас, когда прошло столько времени, похож этот костюм на костюм Снегурочки, реалистический он или он условный — не так важно. Всё равно красиво.

Фото 4. Костюм Снегурочки. Мариинский театр.1882
Фото 4. Костюм Снегурочки. Мариинский театр.1882

Вот так этот костюм выглядел на сцене. Очень элегантно. Но как артистка могла петь, так сильно затянутая в корсет? И без микрофона! Это уже тоже кажется сказкой. А такие шляпки (без жемчуга) вошли в моду в 60-е годы двадцатого века...

Императорские театры были сторонниками условного театра. К тому моменту условный театр устарел и вышел их моды. В 1885 году великий русский художник Виктор Васнецов создал для частного театра Саввы Мамонтова новаторские декорации и эскизы костюмов к опере «Снегурочка» . Все знают изумительные картины Виктора Васнецова по мотивам русских сказок. Свои идеи он воплотил и в театральной постановке. Костюм Снегурочки был во всех отношениях новаторским для того времени. На сцене впервые появилась не примадонна императорского театра, а крестьянская девушка (хоть и стилизованная). Васнецов был знатоком народного костюма и его Снегурочка появилась на сцене в костюме из грубого небелёного холста и… в лаптях. Костюм созданный Васнецовым был настолько красив изысканной простотой, он выполнен с таким вкусом, что публика была в восторге. Сейчас это безусловная классика и мы можем любоваться неброской красотой этого костюма:

Фото5. Виктор Васнецов Эскиз костюма Снегурочки. 1885
Фото5. Виктор Васнецов Эскиз костюма Снегурочки. 1885

В 1899 году Виктор Васнецов, создал картину «Снегурочка». Автор гениально воплотил в картине впечатление морозной зимней ночи. Когда смотришь, страшно становится. Чувствуется, что за спиной девушки огромный тёмный, враждебный человеку лес. Холодно. Вокруг никого. Только маленькая одинокая фигурка в шубе. Через некоторое время вспоминаешь, да ведь это Снегурочка! Для неё зимний лес что родной дом. Ей в этом снежном просторе тепло и хорошо. На картине Снегурочка уже не крестьянка. Она в дорогой, длинной и тяжелой шубе, в высокой шапке отделанной горностаевом мехом. Этот костюм был взят за основу для создания образа Снегурочки в советское время.

Фото 6. В. Васнецов. «Снегурочка». 1899
Фото 6. В. Васнецов. «Снегурочка». 1899

Еще один эскиз костюма Снегурочки, созданный другим великим русским художником - М. Врубелем. Врубель как и Васнецов создавал картины по мотивам сказок. Если картины Васнецова настолько реалистины, что кажется, что это портрет с натуры и Снегурочка не может выглядеть иначе, то Снегурочка Врубеля загадочная, нереально красивая и немного внеземная. Жена Врубеля была оперной певицей и костюм художник создавал для нее. Созданный около 1990 года, он поражает воображение смелым новаторством. Сама серебряная ткань кажется могла бы быть современной синтетической тканью пуховика. Прямая юбка, длиннее миди, но не в пол. Этот костюм стал вторым прототипом современного костюма Снегурочки.

Фото7. М..Врубель. «Эскиз костюма Снегурочки».1890-е годы
Фото7. М..Врубель. «Эскиз костюма Снегурочки».1890-е годы

17 сентяря 1905 года, когда в Мариинском театре возобновили постановку оперы «Снегурочка», певица Забела-Врубель пишет мужу: «…я сшила себе костюм по твоему рисунку, вышло красиво на серебряном флере вышито белым стеклярусом и горностаем опушен, головного убора еще не заказывала, но представляю как его сделать и кому заказать». К счастью костюм сохранился и мы можем его видеть. Костюму через два года будет 120 лет. Можно только предполагать как красиво этот костюм выглядел на сцене, когда в свете софитов сияло серебро и блестел стеклярус. Это сейчас можно купить любой пуховик, хоть золотой, хоть серебряный. А тогда это было необыкновенное новаторство. Костюм удивляет тем, насколько он опережает своё время. Вот эти два костюма — созданный Васнецовым с тяжелой и длинной шубой и созданный Врубелем более стилизованный вариант (шубка лёгкая, юбка короткая), легли в основу современного костюма Снегурочки.

Фото 8. М Врубель. Костюм «Снегурочки». 1905
Фото 8. М Врубель. Костюм «Снегурочки». 1905

После революции великий русский художник Константин Коровин эмигрировал в Париж. Изменилась жизнь художника, изменилось время, изменилась и Снегурочка. В Париже и Снегурочка стала холодная, изломанная, как будто действительно вся составленная из льдинок. Такая кофта, отороченная мехом называлась кацавейка. Современные снегурочки иногда носят что-то подобное. Коровин еще в ранних театральных эскизах костюмов изображал народный головной убор - кокошник. Так что современные снегурочки могут выбирать: некоторые носят шапочки, а некоторые-кокошники.

Фото 9. К. Коровин. Эскиз костюма «Снегурочки» 1927
Фото 9. К. Коровин. Эскиз костюма «Снегурочки» 1927

А вот эта Снегурочка создана необыкновенным художником-мистиком Николаем Рерихом. И опять новаторство и необыкновенная красота. Скромная деревенская жительница, а великие художники создавали шедевры, вдохновленные её образом.. Снегурочка Рериха напоминает маленькую балованную, капризную девочку. Первая постановка спектакля в оформлении Рериха состоялась в Париже в 1908 году. Публика была в восторге, а костюм Снегурочки сразу же «разобрали на цитаты» дизайнеры одежды.

Фото 10. Н. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки.1908
Фото 10. Н. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки.1908

Такой эскиз к опере «Снегурочка» создал после революции и эмиграции в Америку Н. Рерих в 1921 году для спектакля в Метрополитен Опера, в Нью-Йорке. Эскиз необыкновенно выразительный и красивый, но такое впечатление, что действие происходит после какой-то ужасной экологической катастрофы (пандемии..? :)). Пастушок Лель стоит с отрешенным видом и играет на флейте. Такое впечатление, что он не в настроении. Стоящая рядом Снегурочка явно пытается его утешить. Фигуры настолько статичны, что кажется они застыли в трансе. Они стоят на фоне пугающих "облысевших" деревьев. Сочетание приглушенных зеленого и оранжевого создает нездоровую атмосферу. Если отвлечься от пейзажа, то сами по себе костюмы необыкновенно красивы. Они выглядят настолько современно, что и сейчас могут вдохновлять дизайнеров одежды. Но для Новогодней Снегурочки эти костюмы не подходят.

Фото 11. Н. Рерих. Эскиз « Снегурочка и Лель» 1921
Фото 11. Н. Рерих. Эскиз « Снегурочка и Лель» 1921

Певица Елена Катульская была знаменита своим исполнением партии Снегурочки. Её Снегурочка была очень душевная и человечная. Снегурочка в её исполнении - настоящая русская красавица. Белолицая, с румянцем во всю щеку, большие лучистые глаза. И костюм её почти этнографически точно следовал праздничному традиционному русскому народному костюму. Посмотрите, какие красивые рукавички. Расшитая шубка. Головной убор, почти полностью повторяющий народный. Редкий для того времени случай весёлой и радостной Снегурочки. В этом она близка нашим современным весёлым, полным оптимизма Снегурочкам.

ПФото12. Е.Катульская в роли Снегурочки. Начало 20
ПФото12. Е.Катульская в роли Снегурочки. Начало 20

Художник-график Борис Васильевич Зворыкин сейчас известен в основном коллекционерам открыток. Но до революции он был очень знаменит. Он иллюстрировал книги и журналы и был очень востребован. После революции Зворыкин эмигрировал в Париж. Он был выдающимся мастером графического орнамента. До революции в России иллюстрировал книги, создал большую серию художественных открыток. В Париже Зворыкин иллюстрировал роскошные дорогие подарочные книги. В конце 30-х годов художник создал иллюстрации к четырем русским сказкам, в том числе и к сказке "Снегурочка". Его знаменитая Снегурочка решена немного статично, в этом есть нечто от иконописи, что не удивительно, ведь во Франции художник писал иконы. Мастер создания орнаментов, Зворыкин и саму Снегурочку решил в орнаментальном ключе. Узорчатая шубка, очень сложного рисунка орнаментальный кокошник на голове. Работа напоминает стиль художника И. Билибина, поэтому в интернете её иногда приписывают Билибину. Судьба этой работы необычна: созданные в тридцатых годах иллюстрации Зворыкина к четырем русским сказкам, только в 1978 году увидели свет в виде роскошной детской книги. Изданию книги содействовала вдова президента США Жаклин Кеннеди-Онасис.

Фото13. Б. Зворыкин « Снегурочка. 1925.
Фото13. Б. Зворыкин « Снегурочка. 1925.

Вот еще один вариант образа Снегурочки. Великая русская трагическая актриса — В.Ф. Комиссаржевская. Худенькая, некрасивая, она потрясала зрителей глубиной своей актёрской игры. Даже на фотографии видно, сколько в ней энергии, огня. А вот её костюм, лишь весьма условно напоминает Снегурочку. Такое впечатление, что она надела все бусы, какие были в шкатулке. Отчётливо видны на фотографии золотые серёжки очень миленькие, но к костюму Снегурочки они тоже никакого отношения не имеют. Какая же разная эта Снегурочка. Неподвижная, статичная у Зворыкина и такая динамичная у Комиссаржевской!

Фото 14. В. Комиссаржевская в роли Снегурочки.1900
Фото 14. В. Комиссаржевская в роли Снегурочки.1900

Фотография 1917 года. Больше двух лет идёт мировая война. Уже не до роскоши и костюм Снегурочки выполнен почти в стиле минимализма. Если бы не характерный «декадентский» макияж, можно было бы подумать, что это уже современная фотография. Лёгкая шубка прямого кроя, сапожки, почти современные, трудно поверить, что это далёкий 1917 год. На фотографии Снегурочка будто всматривается в неведомую даль. Если бы красивая, изящная женщина, изображенная на этой фотографии могла знать, что принесёт 1917 год. Фотография подписана «гос. театр. Д Быстров». Это фирменный, как сейчас бы сказали, логотип известного фотографа Дмитрия Ивановича Быстрова. Он родился в деревне Тверской области, в бедной семье. Переехал в Петербург. Овладел профессией фотографа. Открыл фотоателье при Императорском Мариинском театре и магазин на Невском. Фотографов в то время в Петербурге было уже много, но Быстров нашел свою «нишу». Он специализировался на фотографировании артистов и сцен из спектаклей. Такие фотографии хорошо продавались. После революции, как Быстров ни старался, ему не удалось сохранить свое дело. Мастерская была закрыта в 1923 году и вскоре Быстров умер. А его фотографии вошли в собрания многих театральных музеев России. Так что имя Быстрова хорошо известно всем историкам и просто любителям театра. Благодаря его труду мы можем увидеть на фотографиях сцены из спектаклей и облик актеров предреволюционного периода. А вот кто такая госпожа Лебедева я не смогла найти ни малейшего упоминания. Может быть кто-то знает, кто же она, неведомая госпожа Лебедева — Снегурочка 1917 года?

Фото 15 Актриса Лебедева в роли Снегурочки. 1917
Фото 15 Актриса Лебедева в роли Снегурочки. 1917

Далее фотография не театральная, а обычная семейная. На фотографии маленький мальчик перед встречей нового 1917 года! Живописный "задник" в фотоателье, явно нарисован по мотивам театральной декорации к опере "Снегурочка" из Мариинского театра. Скорее всего очень многие заказчики в том году фотографировались на фоне нарисованного зимнего леса. Костюм мальчика очень напоминает близкий по времени костюм Снегурочки — госпожи Лебедевой. В то время Снегурочка еще не была постоянной спутницей Деда Мороза и ее костюм еще не имел конкретного стандартизированного образца. Так что в начале двадцатого века вполне допустимо было мальчику сшить костюм, копирующий шубку и шапочку Снегурочки. А вот в 50-е годы двадцатого века ни один мальчик не согласился бы носить "девчоночье". Его бы все друзья потом долго дразнили! В то время считалось очень стыдным мальчику быть похожим на девочку. На фотографии такой тоненький, нежный, хрупкий мальчик. Он выжил в революцию. В 1936 году он был арестован. После амнистии 1939 года отпущен и оправдан. Был призван в Красную армию. Войну закончил в Берлине. Потом работал на демонтаже заводов Фау-2. После войны Юрий Александров стал известным иллюстратором моды. Боле 25 лет он оформлял ведущие журналы мод СССР — дарил людям красоту:

Фото 16. Юрий Александров. Встреча 1917 года
Фото 16. Юрий Александров. Встреча 1917 года

После революции в двадцатые годы все старые праздники, в том числе и встреча Нового года были отменены. Снегурочка снова осталась только в театре. А в 1935 году не только снова разрешили праздновать Новый год, но и признали его одним из главных праздников страны. На фотографии показана одна из самых ранних советских масок Снегурочки. Индустрия производства новогодних игрушек еще не сформировалась. Эта маска сделана скорее всего какой-нибудь кустарной артелью. Только не надо смеяться над тем, что она такая страшненькая. Если присмотреться, понятно, что образцом для мастера стал идеальный образ советской кинозвезды 30-х годов. Брови выщипаны, губы ярко накрашены, а круглые озорные глаза обрамлены густо накрашенными ресницами. Видно, что она добрая и весёлая. К середине 50-х полностью сложился классический облик доброго Деда Мороза и красавицы Снегурочки, как главных героев Новогодних праздников:

Фото 17. Новогодняя маска Снегурочки. Конец 30-х годов
Фото 17. Новогодняя маска Снегурочки. Конец 30-х годов

В картине «Снегурочка» выдающийся советский художник А. Дейнека воплотил образ советской девушки: «студентки, комсомолки, спортсменки, наконец - просто красавицы» Художник назвал картину простенько и со вкусом: «Снегурочка». Так же, как назвал свою картину В. Васнецов. В картине В. Васнецова мы видели морозную лунную ночь, враждебный лес и одинокую фигурку Снегурочки - беззащитность человека перед грозными силами природы. На картине советского художника всё наоборот. Ясный день, солнце сияет. Природа подчинена человеку. На картине А. Дейнеки не безлюдный, враждебный, непроходимый лес, а «укрощенный» человеком, очень дружественный пригородный лесок. Где-то совсем близко проходит железная дорога. Села в электричку и через полчаса уже в городе. Пример по принципу «было — стало»:

Фото 21. А. Дейнека "Снегурочка".1954 год.
Фото 21. А. Дейнека "Снегурочка".1954 год.

Уже к в конце 50-х образ Снегурочки полностью сложился. Надо признаться, что советская Снегурочка по характеру оказалась лучше дореволюционной . Она добрая, весёлая. Участвует в детских праздниках, водит хороводы и всегда помогает Деду Морозу. Часто шубка у Снегурочки короткая, чтобы удобно было ездить в машине. Одежда её стала попроще, в соответствии с тем, что вся жизнь стала проще. Перед Новым годом Снегурочка — везде. Елочные игрушки, фигурки под елкой, Новогодние открытки. В СССР были изданы миллионы открыток. Хотя сложился общий стандарт Снегурочки, но в советских открытках каждый художник старался изобразить ее по своему.

Так почему же история простенькой деревенской девочки — это история такого головокружительного успеха? Ею вдохновлялись гениальные художники и музыканты, выдающиеся актрисы и певицы. Всё просто: Снегурочка — она добрая, весёлая, никогда не злится, ни с кем не ругается, она всем помогает, она за всё хорошее против всего плохого. Поэтому её так любят.

Фото22. Новогодняя открытка. 1951
Фото22. Новогодняя открытка. 1951

Вот так искусственный интеллект изобразил Снегурочку будущего. Это заняло у нейросети 15 секунд. Картина получилась не очень художественной, но очень философской. Девушка, похожая на робота, смотрит на мир через 3D очки. В них отражается Снегурочка В. Васнецова. А за 10 секунд нейросеть создала вот такой текст: «В наше время костюм Снегурочки стал более разнообразным, отражая разнообразие и креативность современной российской культуры. Одни художники продолжают изображать Снегурочку в традиционном народном костюме, другие используют более современные и инновационные модели, чтобы передать дух зимы»:

Фото 23. Произведение искусственного интеллекта. "Снегурочка". 2022
Фото 23. Произведение искусственного интеллекта. "Снегурочка". 2022

В статье вы увидели всех самых интересных Снегурочек, от 1882 года до наших дней. В целом, костюм и образ Снегурочки эволюционировали с течением времени, отражая меняющиеся ценности и культурные влияния российского общества. Сегодня эта героиня остается любимым и неизменным символом зимнего сезона в России. И так как самую первую Снегурочку слепили из снега простые деревенские дед и бабка, а у них не было художественного образования, то кто знает, может быть именно так выглядела та — самая первая Снегурочка, до того как она превратилась в девочку :)

Фото 24. Новогодняя открытка. 2022
Фото 24. Новогодняя открытка. 2022

Автор: Виктория Виктория