Наш выбор пал на скалы в окр. посёлка Аять. Это место находится в районе ск. Танк, там вообще особенно большое скопище скальных выходов для проведения разного рода ПВД благодаря своим скальным останцам.
В лесу на южной окраине посёлка Аять, продольно часто чередуясь, расположились многочисленные скальные гряды, протянувшиеся с запада на восток, образовав плотный скальный городок. Здесь же слева от дороги, идущей в сторону скал Три брата, находятся две главенствующие вершины. Одна приземистая с развалами из скальных выходов и отверстиями рядом с дорогой на пригорке и другая большая чуть подальше на юге образов высокую массивную стену поднимаясь ступенчато на высоту до 8-и метров. Кстати очень интересное место и многие почему-то многие ограничиваются только ближними скалами к дороге, вероятно не зная о существовании находящейся рядом каменной стены.
Если следовать дальше на юг от скал Аятских Южных Палаток то там практически ничего нет, дальше болота и малопроходимый лес. Ну, может быть найдутся разведчики и поищут какие-то скалы, но задача эта сложная как бы самим там не пропасть. Может быть, какая-то бригада из группировки ураловедов рискнёт произвести тотальную разведку. Но вряд ли они ведь ходят по проторённым тропам и в медвежьи углы не суются.
Пожалуй, это был самый тяжёлый зимний ПВД в этом году, в крайнем случае, в начале апреля. За весь год судить не берусь, время покажет, где и когда хлебнуть лиха. Снег, который подтаял в конце февраля, приморозило до образования толстой корки. То, что его присыпало сверху новым снежком, добавило ещё 5 см, но это было не так страшно как если бы ходить вообще по таким глубоким сугробам.
Местами можно было сделать несколько шагов, да и то с опаской, что корка провалится. Глубина снега достигала в среднем 50-70 см, и ходить по нему было не просто. Ноги не выходили из проломленных лунок, как если бы это был рыхлый снег, а постоянно цеплялись за ледяные края. Вытаскивая ноги из обледенелых пробитых лунок, набил под коленями жуткие шишки, которые дома распухли и окрасились в синюшный цвет преходящий в нечто тёмного окраса.
Хорошо, что мои штанишки были пошиты из крепкого бордового оксфорда как раз для такого рода походулек и не порвались об острые ледяные края. Вообще же те, кто ходит в тёмной одежде рискует стать «чёрной вдовой» запечатлевшись на фотоснимках и видео. И вместо радости себя любимых приходит скука и уныние. Одеваться нужно в яркие цветные тона, чтобы и настроение было к ПВД адекватное, и чтобы случайный охотник вас подстрелил, а то мало ли что там за зверь ломится в ельнике. Ведь многие современные охотники стреляют ещё, не видя зверя, если бы им дали танк они бы и из пушка шарахнули и только потом стали разбираться, кого они там подбили!
От ст. Аять до железнодорожного переезда идти недалеко его пересекает автомобильная дорога, разделяя посёлок на две части. Мы идём на юг за посёлок. Ну и повертелись же мы, на ледовой дороге усыпанной там и сям булыжниками рискуя переломать себе ноги. И как тут ходят жители, непонятно, это какие же стальные ноги надо иметь! Видели несколько человек, так скорость у них была ниже самой медлительной черепахи. Каждый шаг выверен, взгляд сосредоточен на торчащих из-подо льда камнях и постоянно в воздухе витает тревожная мысль.
– Больнички рядом нет, никто сломанные конечности собирать не будет.
От переезда начинается улица Комсомольская, у кладбища она переходит в Заречную, и только на самой окраине из Заречной выделяется улица Химиков. Эту улицу назвали по "химикам" то есть осужденных на поселение, они тут проживали в бараках и занимались подсочкой – добывали смолу с сосен. Сейчас от тех бараков остался один жилой и то еле держащийся от дряхлости.
Первый свороток от дороги направо ведёт к коллективным садам "Дружба УПО Вектор", "Калининец - 17". Второй свороток направо ведёт к развилке 2-х дорог: направо к саду "Комета" и "Лесное", налево в сторону речки Кырман и Кырманским скалам. Нам надо двигаться прямо никуда не сворачивая на юг, минуя последний свороток вправо сторону скал Три Брата.
Определившись с районом поиска по карте и компасу, мы выбрали нужное нам направление и, ориентируясь на партизанские тропы, двинулись в предполагаемое скопление скальных масс. Сначала сделали по карте компасу привязку к дороге, чтобы понимать, куда выходить, в случае если нам леший хвоста накрутит.
Метров через 800 слева от дороги справа среди леса виднеется первая, встреченная нами скала до 4-х метров высотой с вытянутой грядой на которой находятся скальные выходы. Идём дальше, слева начинают попадаться скальные выходы придорожной гряды, в конце которой мы обнаруживаем приличной высоты огромные валуны. За грядой следует вторая и третья с внушительной скальной стеной.
Скал там натолкано великое множество многие без своего собственного имени, а вот Павлику Распопову из группировки Ураловедов захотелось испить славы на известных Аятских Южных Палатках, обратив их в другое новодельное название – Аятский Дыроватик. У нас, что мало Дыроватиков или у Павлика в голове Дырка от бублика? Дошло до того что этот чудак пообещал мне что подаст на меня в суд о защите "чести и достоинстве" что дескать я дискредитирую его проект! Нашлись и другие защитники этого мягко сказать обалдуя. Одна такая kissanya_1 пишет у себя в ЖЖ от 25 сентября 2021 года "Гражданин .., если вы еще хоть раз публично оскорбите порядочных людей, краеведов — пойдете под суд! Извинитесь!". А чего не под собственным именем подписалась Елена Добровицкая — "Уральцева" стыдоба жжот? И каких таких людей я оскорбил! И зачем одного человека возводить в ранг “множества” он, что червяк со способностью генерировать себе подобных? И таких “новодворских” как мадам Добровицкая полно и все они считают себя офигительными краеведами, а от денежек на своих платных экскурсиях налоги в пользу государства не отчисляют, так кто из нас порядочней?
Ещё раз эти скалы называются Южными Аятскими палатками, а не "Аятский дыроватик" как обозвал их Павлик Распопов.
И вот этот горе-краевед своим новодельным названием понёс свой новодел как знамя по всем ему доступным сайтам. Что делать было вообще недопустимо! Потому что старые названия давно прижились в народе и создавать искусственно путаницу с целью увековечить своё имя как первооткрывателя я считаю позорным явлением. А переименовал он своими идиотскими новоделами уже десяток скал, и откатывать их на своих сайтах отказывается, а за такое вредительское отношение в правильной среде дают в грызло! Не переименовывай то, что не тобой дадено!
В средней гряде есть скала с двумя отверстиями, сквозь которые можно свободно пролезть. В принципе если даже не знать истинное название, то внутри групп всегда существуют свои названия. Но для чего нужны такие новоделы, от которых только один вред и путаница.
По скальным развалинам ходить опасно под снегом много скрытных ям и провалов. Упал, сломал кость, открытый перелом и застрял, потерял литры крови, а если не очнулся во время, гипс не поможет. Так и мы падали во время съёмок фильма. Стоишь, готовишься принять героическую позу для фото, и тут снег начинает под ногами разрушаться, и летишь очертя голову в расщелину. Я раз так удачно улетел вниз, что застрял между огромным валуном и берёзой да ещё ногами вверх. Дрыгался, вертелся как таракан на сковородке, пока не освободился и от тубы с видеокамерой и от рюкзака. Жаль, такие кадры пропали. Повторить такое как-то знаете, не хочется. И хорошо, что так удачно спикировал, что надетый корсет выдержал удар на спину и пришёлся не такой сильный, спружинил. А вообще там опасно ползать при такой травме позвоночника как у меня. Но и сидеть дома и заживо чахнуть не выход. Нужно двигаться.
В одном скальном образовании были обнаружены большие отверстия, через которые можно свободно пролезть на другую сторону не рискуя сорваться вниз. Мы с Володей сами себе режиссёры и у нас свои взгляды как надо делать кино. У меня свой подход, у него свой. Но я в отличие от друга стараюсь внести в фильм больше импровизаций, для удобства последующего монтажа ведь всегда материала мало с чем приходится работать. Но Володя не работает над монтажом – нет компа. Всё думает, нужен он или нет. А как фильмы-то делать? Вот и получается, не умея делать монтаж не понять, как нужно снимать кино. Каждый следующий шаг должен быть просчитан далеко вперёд, чтобы не получилось спонтанного кино – а бы как снять, а дальше трава не расти.
Скальное каскадёрство или вернее сказать шкуродёрство обернулось для меня в другой раз порванными штанами. Очень жаль штанишки, пошитые самолично из красной балашихинской ткани и хорошо, что и анорак от того костюма не пострадал. Где зацепился и сам не знаю, просто ткань возле кармана расползлась у бедра продольно вниз на 20 см. Зато возвращался как герой с драными штанами.
Володя поначалу отказался наотрез, что-либо исполнять, трусил, юлил, хотел сбежать... Но когда партия сказала.
- Надо!
Он не смог отказаться.
Ещё бы так можно и рюкзак как партбилет на стол положить!
И Володя сделал! Он прыгнул со скалы в снег. Летел он долго секунды полторы, но за это время перед его глазами промелькнула вся жизнь…
Получилось всё достаточно убедительно, он и сам был доволен. Только он мало слушал режиссёра, и все движения в картинках получились не синхронизированным.
Если опер говорит.
- Стоп!
Нужно остановиться, как остановили, не топчась на месте, не меняя позы, не разводя руки и ноги в другие положения. Не поворачивать голову и тем более не гримасничать. Монтировать такое безобразие очень тяжело, приходится часть кадров просто удалять во благо всему фильму. А кадры эти были бы весьма кстати для полной синхронности движений, переходя в следующий кадр, когда опер меняет место съёмки чтобы снять актёра с другого ракурса. Чтобы было как в художественных фильмах. Там актёрам платят деньги за съёмку и множество дублей, в любительском кино никто ни кому ничего не платит, всё на голом энтузиазме. Но в любительском кино, как и в профессиональном актёры порой капризничают, могут даже иной раз и послать излишне настойчивого режиссёра.
Звучит команда.
- Пошёл!
И актёр после остановки в первоначальном кадре делает технологическую 4-5 секундную паузу и начинает работать синхронно, но уже когда съёмка ведётся с другого ракурса.
- Снято!
Актёр и режиссёр облегчённо вздыхают. Получилось. Настоящей профессиональной режиссуре учат годами в институтах. Режиссёр должен уметь всё и свет поставить и со звуком работать. Монтировать, выбирать натуру, подбирать реквизит. Работать каскадёром, ставить сцены, словом снять свой дебютный фильм для диплома. Многогранная профессия, а тут сам себе режиссёр! Снимаешь кино пусть, абы какое, но своё и никто за тебя его делать не будет, а результат может статься нулевым. И тот, кто нахваливает себя в любительском кино либо дурак, либо гениальный дурак!
Но когда всё смонтировано, положена музыка, титры и фильм выложен на всеобщее обозрение, вот тогда к актёрам приходит слава, почёт и уважение. Режиссёр же лежит в больнице под капельницей и лечит износившиеся нервы. Таблетки, инвалидность, ранняя пенсия... но это шутливая лирика.
Зима не лето где зелень и разные оттенки. Съёмка зимой привлекательна только при ясной солнечной погоде, а когда небо затянуто облаками, да ещё и снегу выше колена вообще наступает тоска. Темно, всё серо и не красиво за каждой ёлкой жуткие тени. Кто там?.. Под скалами зияют чёрные пещерные пасти готовые проглотить неосторожного поисковика-разведчика. А тут горе какой-то дурак переименовал скалы да ещё почти на официальном уровне и дедушка утопил ревОльвер подальше от греха и что делать с этим говнюком просто не знаю.
Съёмка со штатива на глубоком снеге невозможна, можно сломать ножки и вообще снимать видеоматериал в глубоком снежном покрове одна морока. И тогда лучше снимать кино на руках, чтобы в летней экспедиции уже хорошо ориентироваться на месте и знать ракурс наиболее удобной съёмки. Но летом не попросишь товарища прыгнуть вниз со скалы – убиться, же можно! А зимой он с радостью каскадёра сам прыгает без подталкивания. Знает, что искусство требует некоторых жертв, но немного и в щадящем режиме.
Чёрные вороны дополняют собой мрачную картину этого тёмного нерадостного места. Изредка пискнет смелая пичуга и тут же замолчит. Мрачные скальные образования блочными “мегалитами” застыли в ожидании возвращения своих зодчих. Башни, блиндажи, колонны, блоки, плиты, скальные обрывы, зияющие проломы в скалах не весь перечень всего скального нагромождения.
Для такого времени года, когда в лесу снег тяжёлый и сырой сапоги в самый раз. Бахилы с калошами тут не работают, вода течёт во все доступные ей щели и отверстия. На полтора часа такой обуви просто не хватит. До чего уж мои китайские бахилы в резиновых калошах были защищены специальным покрытием, но и они дали течь. У Володи сапоги из вспененного полиуретана. Жутко лёгкие с затягивающимся шнурком то, что надо для хождения по такому сырому снегу. Позже взяв это на вооружение, я купил себе два вида таких сапог зимние с утеплённым семикратным чулком до минус сорока градусов и осенние в которых хожу до минус 25, но конечно с шерстяным носком.
Мало снять видеоматериал надо ещё думать о том, как это будет выглядеть. Каждый фильм отличается от следующего, и надо стараться уходить от шаблонов. Но некоторые наработанные элементы необходимы и они постоянно применяются.
Самый главный элемент хорошего кино это штатив и боже упаси никакого селфи с собой любимым, а то получится полный сопливый отстой! Можно с успехом применить ручные механические стедикамы, электронные и другое оборудование в этом же духе. Так же подойдут летательные игрушки с видеокамерами для полноты съёмок.
«Великая княжна Анастасия Николаевна в возрасте 13 лет была одним из первых подростков, которая смогла сделать свою собственную фотографию с помощью зеркала, чтобы отправить отцу на фронт осенью в 1914 году. В письме, которое сопровождало фотографию, она писала: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали». Если уж малолетняя княжна говорила об этом, то это о чём-то говорит?! А наших современников хлебом не корми, дай просунуть голову в рамку селфи вместе с ушами, а то их никто там не разглядит!
Многие ошибаются когда повторяют за другими что селфи через зеркало княжна сделала первая и значит ли что Прокудин-Горский такими вещам не занимался как и другие фотографы того времени. Занимались, конечно, без всякого сомнения, все кто имел на руках фотоаппараты, и было бы глупо это отрицать.
#скпёрышки
#трибрата
#аятскиеюжныепалатки