Почему страдания и скорби очень сильно подталкивают нас к вере и Богу, рассказал священнослужитель Максим Первозванский.
Максим Первозванский, протоиерей:
Действительно, по православному вероучению скорби — это путь христианина, последователя Христа. Сам Господь в Евангелии говорит о том, что в мире скорбны будете. А апостол Лука в «Книге деяний Святых апостолов» говорит, что многими скорбями надлежит войти в Царство Божие.
Вообще святоотеческие поучения наполнены всевозможными мудрыми мыслями и утешающими нас словами, что, действительно, скорби являются для нас необходимой частью нашей христианской жизни.
Апостол Павел в послании к римлянам пишет:
«Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает».
Что такое скорбь? Я сейчас имею в виду даже не ситуацию настоящего горя. Скорбь мы испытываем в ситуации, когда всё пошло не так, как мы хотели, как планировали. Мы всегда скорбим, когда что-то не получилось. Мы скорбим, даже, если в пробку попали и задержались домой к ужину. Даже какие-то простейшие вещи, которые не соответствуют нашим ожиданиям, вызывают у нас скорбь, страдание.
Почти все восточные религии (не христианские и не монотеистические) объясняют, что страдания и скорби являются следствием неисполнения наших желаний. И призывают отказываться от желаний. Призывают бороться со своими желаниями и, как следствие, с самими собой. Это, конечно, нехристианский путь. Но бытует такое общечеловеческое понимание, что источником страданий являются наши неудовлетворенные желания.
Отсюда понятно, что если человек смиряется, если он переосмысливает свои желания, если он начинает правильно и адекватно понимать свою роль в этом мире, свои задачи и цели, если он научается терпеть, как пишет апостол Павел («от скорби происходит терпение»), то он становится опытнее. Потому что от терпения, как пишет апостол, рождается опытность. А от опытности — надежда, а надежда не постыжает.
Вот такой магистральный путь христианина. Но на каждом этапе мы можем, что называется, сорваться и не только не приблизиться к Богу, а ожесточиться, впасть в ропот, уныние, вплоть до полного отхождения от Бога. Для некоторых людей подобное отношения к скорбям порождают прямой бунт против Бога или богоборчество.
Апостол пишет, что скорби нужно терпеть. А если я не могу терпеть? Или я не хочу терпеть? То, получается, что вместо терпения и опытности в моей душе рождается бунт. И в принципе любой человек, без исключения, каждый раз, когда что-то идёт не так, может испытать раздражение. Даже самые духовно опытные люди всё равно испытывают прилоги возмущения, раздражения, уныния, ропота…
Та самая опытность, о которых говорит апостол, это как раз умение распознать эти прилоги (помыслы), борьба с ними, молитва, полагание на волю Божью...
Если же говорить о неверующих, которые ничего не слышали про апостола, которые не собирались ни роптать на Бога, ни идти к нему, и вообще существовали в какой-то параллельной реальности, то скорби (особенно серьёзные) выбивают опору. И человек находится в растерянности, непонимании, страданиях. И он начинает эту опору искать. И многие люди, действительно, находят её в Боге.
Существует мнение, что большинство людей приходит к Богу именно через скорби. В определенные тяжёлые времена. Ну, не случайно же говорят, что на войне атеистов не бывает. К примеру, сейчас мы наблюдаем массовое крещение людей, которые отправляются в зону военных действий.
Перед лицом смерти, перед лицом испытаний, перед лицом страданий человек задумывается о смысле жизни, и у него есть шанс ощутить присутствие Бога в своей жизни, испытать ту саму надежду, которая не постыжает.
Но так случается не со всеми. Главарь одной мексиканской мафии рассказывал: «Когда я был маленьким, я попросил у Бога велосипед. И Бог не дал мне велосипед. Тогда я украл велосипед и понял, что это работает иначе».
Есть люди, которые не готовы смиряться перед Богом. Они не готовы принимать, что Бог не собирается исполнять их желания... Понятно, что сейчас все молятся, чтобы их родные и близкие вернулись живыми и здоровыми. Но так не случится. Кто-то будет ранен, кто-то будет покалечен, кто-то будет болен, кто-то будет убит.
И эта скорбь может вызвать сострадание, желание сделать что-то доброе, кому-то помочь. А можем вызвать ропот и озлобление — желание украсть тот самый велосипед у Бога. Или, может быть, убедиться, что нет вообще никакого Бога, потому что я так страдал, я так надеялся... Вы же мне обещали…
Люди, действительно, надеются, что это будет работать как магия: если Бога попросишь, то Он даст. А это работает немножко по-другому…
Даже если ты просишь у Бога победу, ты просишь саму победу или возможность победить? Если ты просишь у Бога силу, ты просишь силу или возможность приобрести и проявить эту силу?
Бог по-другому «работает». Он посылает нам те самые возможности стать сильнее, мудрее, чище, лучше... Он не решает за нас наши проблемы.
Вот такая развилка: либо ты принимаешь то, как Бог поступает с тобой, либо ты не принимаешь и начинаешь озлобляться, бунтовать, роптать.
Ещё статья: Как «работает» молитва? Объсняет Алексей Ильич Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия смыслжизни евангелие промыслбожий вера в бога религия смирение господьбог