На Урале медведи проводят в берлогах по 5-6 месяцев. Чтобы их пережить, к зиме они нагуливают до 180 (в среднем около 50) килограмммов подкожного жира! В качестве берлог медведи используют готовые полости: ямы, норы, пещеры и даже дупла деревьев. Заберутся, заткнут вход опавшими листьями, подстилкой, травой и тем, что еще под лапу попадется и ложатся спать.
Спячка — это состояние минимальной активности и замедления метаболизма у гомойотермных (сохраняющих постоянную температуру тела) животных в периоды малодоступности пищи. Зимнюю спячку еще называют гибернацией. А разве есть какая-то другая? На самом деле, спячка может быть и летней (называется эстивация), в нее уходят животные, которым надо, например, переждать сезон засухи.
Термин «спячка» раньше использовался только для «глубоко спящих» животных, таких как грызуны, температура тела которых во время спячки понижается на десятки градусов и держится на уровне чуть выше нуля. Температура тела медведя снижается всего лишь на 3-5 градусов, что кажется несущественным по сравнению с гораздо более значительным снижением температуры тела (на 32 и более градусов), наблюдаемым у других зимующих животных. Поэтому долгое время сон медведей не считался «настоящей» спячкой. Мол они просто крепко спят, расходуют жир, но никаких значимых перестроек в организме не происходит. Однако исследования 2011-2016 годов опровергли эту теорию.
Было показано, что медведи в спячке могут перерабатывать свои белки и мочу, что позволяет им прекращать мочеиспускание на несколько месяцев и избегать разрушения мышц. На кардиограммах спящих медведей видные те же изменения, характерные для периода гибернации, что и на кардиограммах впавших в спячку грызунов. Медведи не едят и не пьют во время спячки и живут только за счет накопленного жира. В исследовании 2016 года попытались определить факторы, определяющие начало и конец спячки медведей. В этом исследовании впервые были зафиксированы и хронологически взаимосвязаны факторы внешней среды (температура, снежный покров), физиологические процессы, происходящие в организме, и стадии зимнего сна. По итогам исследования было показано, что уход в спячку обусловлен сигналами внешней среды (понижение температуры, сокращение светового дня), а вот пробуждение – внутренними физиологическими изменениями.
Во время зимнего сна у медведей продолжается рост костей, растет шерсть. Полугодичная неподвижность и отсутствие питания не приводят к разрушению костей. Возможно это связано со стойким повышением в крови уровня гормона лептина (гормона, регулирующего энергетический обмен). Кстати, кожа на подушечках лап тоже меняется, что может вызывать зуд, ведь зимой медведь лежит на месте, не ходит по земле и не может естественным образом избавляться от старой огрубевшей кожи. Для того, чтобы его уменьшить медведь может обкусывать старую кожу на лапах. Возможно от этого и пошло известное всем «лапу сосет»? Хотя, скорее, представление о том, что медведи во время спячки сосут лапу, чтобы справиться с голодом, пошло от охотников, которые зимой находили медведей в берлогах в характерной позе: с поджатыми задними ногами и носом, уткнувшимся между передних лап. Вот кто действительно сосет лапу, так это медвежата, выросшие в неволе, но делают они это по той же причине, что и дети, сосущие пустышку: для самоуспокоения.
Весной, когда медведь выходит из берлоги, он долгое время приходит в себя — этот период называется ходячая гибернация. При первых выходах он почти не питается, происходит отхождение пробки, то есть всех скопившихся в кишечнике остатков растительности, которой медведь питался до сна.
А для чего вообще медведи уходят в спячку? Почему просто не отрастить мех погуще, не подкопить жира и не перезимовать как многие другие лесные млекопитающие? Медведи переживают зимний период в состоянии спячки потому, что зимой нет необходимой им растительной пищи. Рацион медведя на 80% вегетарианский, и то количество растительной пищи, которое необходимо медведю ежедневно, зимой просто не добыть. Животной пищи косолапый потребляет немного. Обычно это насекомые, птицы и их яйца, мелкие млекопитающие, падаль.
И, конечно, самая страшная встреча в лесу – это встреча с медведем-шатуном. Из-за неурожайного лета, болезней и травм медведь может не успеть накопить за лето достаточно жира. Такой медведь не залегает в берлогу, а продолжает бродить по лесу, где с каждой неделей ему становится все сложнее прокормиться. Шатуны агрессивны и опасны. Еще одна причина преждевременного пробуждения или неухода в спячку – это высокая степень поражения паразитами (глистами). В пустом желудке и кишечнике медведя активность червей возрастает. Они шевелятся, причиняют боль, выделяют токсичные вещества, отравляющие организм. Какой уж тут сон? Такой медведь также покидает берлогу и скитается в поисках пропитания.
Весной из берлоги медведи выходят в разное время: сначала взрослые самцы, потом холостые самки и молодые особи, а последними — кормящие самки с медвежатами (примерно в апреле–мае).
Потомством медведи обзаводятся во время зимовки. Беременная самка впадает в спячку, а медвежата появляются на свет в январе-феврале слепыми и глухими, весят они всего 400 грамм. Обычно медведица вынашивает двух-трех медвежат, но описаны случаи рождения до пяти детенышей.
Текст: биолог Александра Николаенкова. Фотографии взяты из открытых источников
Другие статьи этого автора:
Русский попугай снегирь
Оказывается, розовые фламинго могут залетать и на Урал
Что важно знать о шершне
Оказывается боевые/скаковые лоси - всего лишь фейк
Развенчиваем мифы о стрижах
Оказывается, муравьи не так уж и трудолюбивы
Оса-гончар. Интересные факты
Грачи умны, почти так же, как вороны
Самое интересное о ежах
О рыжей белке и "Слове о полку Игореве"