Найти тему

"КОНСТАНТИН КОРОВИН. ИЗ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ"

«В [пейзаже] должна быть история души.

Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Из записных книжек К. А. Коровина, 1891 г.

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) – одна из ключевых фигур русской художественной жизни конца XIX – начала XX веков. Яркий и эмоциональный, остроумный, обладающий незаурядным талантом К. А. Коровин преуспел во всех видах искусства: живописи, декоративно-прикладном искусстве, создании театральных декораций и костюмов, проектировании выставочных пространств, был прекрасным педагогом и писателем. За легкостью и беззаботностью образа стоит необычайно требовательный к своему мастерству художник - остро чувствующий и переживающий, ощущающий недостатки своего метода, критикуемый современниками. Особый склад характера, увлеченность, стремление к поиску изобразительных средств, способных передать «красоту жизни», повлияли на становление собственного художественного метода живописца, стоявшего у истоков развития «нового пейзажа», отражающего многообразие человеческих чувств.

Судьба свела К. А. Коровина с выдающимися деятелями искусства своего времени, многие из которых стали его близкими друзьями: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, Ф. И. Шаляпин, С. И. Мамонтов и др. Родившись в купеческой семье, в Москве, Константин Коровин с детства проявлял интерес к рисованию, что поощрялось родителями. Рисунки его отца, Алексея Михайловича Коровина, хвалили художники Л. Каменев и И. Прянишников, но больше всего нравилось юному Константину смотреть, как рисовала мать, раскладывая на столе «хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные».

Ф. И. Шаляпин и К. А. Коровин.
Ф. И. Шаляпин и К. А. Коровин.

Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) вслед за своим старшим братом Сергеем в 1875 году, Константин Коровин испытывает влияние великих мастеров: В. Г. Перова, А. К. Саврасова, которые являлись его учителями, способствовали раскрытию личностного восприятия действительности художником. Поиск нового подхода в передаче натуры К. Коровин продолжил в Петербургской Академии художеств, но, разочаровавшись академическими установками, через несколько месяцев возвратился в московское училище, где его соучениками были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я Головин. Обучение в пейзажном классе у В. Д. Поленова повлияло на формирование художественной манеры К. А. Коровина. Художник восхищался пейзажами учителя с их живым видением и непосредственным отражением натуры. В. Поленов познакомил ученика с достижениями живописи европейских импрессионистов, способствовал развитию индивидуальности художника, авторского метода, нахождению изобразительных средств для отражения своего видения окружающего мира.

Особую роль в судьбе К. А. Коровина сыграло знакомство с московским меценатом С. И. Мамонтовым, который привлек художника к оформлению спектаклей в основанной им Русской частной опере (РЧО). Так К. А. Коровин стал членом Абрамцевского (Мамонтовского) кружка – группы передовых художников 1880-х годов, куда входили братья Васнецовы, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, И. Е. Репин, М. А. Врубель и др. Творческое сотрудничество в Абрамцево сблизило великих живописцев В. А. Серова и К. А. Коровина - столь разных по темпераменту, но близких по духу, которых друзья в шутку называли Антон и Артур.

Обстановка кружка, пребывание в центре художественной жизни конца XIX века, способствовали становлению К. Коровина как мастера театральных декораций, определению собственного пути в искусстве, становлению взглядов. В поисках впечатлений, расширяющих творческие возможности, художник в 1885-1887-х годах посетил Испанию и Францию, а в 1888 году вместе с С. И. Мамонтовым совершил путешествие по Италии. В 1889 году К. А. Коровин отправился в длительную поездку по России, побывал на Азовском море, в Крыму и на Кавказе. Наиболее значительной для творчества оказалось путешествие К. А. Коровина с В. А. Серовым на север в 1894 году, которое привело к созданию новаторского по характеру исполнения «северного» живописного цикла, включавшего панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896).

"Ночной бульвар в париже", 1927 г. Холст, масло, 54,7х65,5 см. Частное собрание, Москва.
"Ночной бульвар в париже", 1927 г. Холст, масло, 54,7х65,5 см. Частное собрание, Москва.

Многое в судьбе К. А. Коровина связано с Парижем. С начала 1900-х годов он бывает в городе почти ежегодно, а иногда и не по одному разу, знакомясь с европейской художественной жизнью. Условная серия «Огни Парижа» составляет более двух десятков произведений, созданных на протяжении почти сорока лет. На данной выставке представлено несколько городских пейзажей ночного Парижа («Ночной Париж» 1923, «Ночной бульвар в Париже» 1927, «Ночное кафе» 1929). В работах ярко выражен творческий метод К. А. Коровина, определяемый как «сюжетная эмоциональная целостность композиции». Художник использует цвет для передачи особого настроения, эмоционального состояния, отражающего содержание произведения. Именно ноктюрны, в которых объекты практически лишаются материальности, отбрасывают фантастические тени, способствуют передаче эмоционально окрашенного восприятия в живописи, к которому стремился К. Коровин.

Городской пейзаж привлекал художника возможностью изобразить движение воздуха и света, что являлось одной из характерных черт импрессионизма. Но К. А. Коровин сохранил свою индивидуальность, ему был чужд метод представителей поздних импрессионистов, потерявших свежесть непосредственного видения природы в погоне за техникой и мастерством исполнения. К. А. Коровина сложно назвать импрессионистом в контексте ведущего направления французского искусства. Для него была важным верность «впечатлению», но, не менее важным, являлось собственное переживание, вызванное этим впечатлением.

В попытке отразить непосредственное авторское отношение к вещам и явлениям, художник, путешествуя по побережью Франции, обращается к изображению пароходов и парусных кораблей, сутолоки причалов, портов. («Кафе во французском порту», 1920-е гг.). Понятие «красоты жизни», в соответствии с эстетическими воззрениями К. А. Коровина, представляет богатство человеческих переживаний, выраженных через многообразие природы, как «сумма впечатлений и чувствований». Художник передает не оптическое восприятие натуры, а эмоции, которые она в нем вызывает.

"Розы в терракотовой вазе", 1917 г. Холст, масло, 87х66 см. Частное собрание, Москва.
"Розы в терракотовой вазе", 1917 г. Холст, масло, 87х66 см. Частное собрание, Москва.

В отличие от французских импрессионистов, следовавших разработанной ими системе живописи, К. А. Коровин оперирует не чистыми, а сложными цветами, тонкими отношениями, учитывая характер светосилы цвета, смешивая краски на палитре. Яркие краски, цветовые оттенки, живописные широкие мазки служили средством выражения эмоций художника. Все цветовое богатство природы отражено в пейзажах Крыма. Юг привлекал художника роскошью красок, резкими контрастами света и тени. Любимым местом К. А. Коровина на южном побережье был Гурзуф, где он приобрел виллу «Саламбо», которую посещали многочисленные друзья художника: Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький, И. Г. Скиталец. «В Гурзуфе он писал свои розы, то влажные от утренней зари, то пламенеющие на солнце…».3 («Розы. Гурзуф, 1917 г.).

В теплое время года К. А. Коровин часто работал в Охотино, во Владимирской губернии (ныне Ярославская область), его интересовала живописность русских селений с просторами полей, лесами и водоемами. Художник стремился в «лирических пейзажах» русской природы передать поэтическое настроение, свое видение и отношение к действительности.

К. А. Коровина за мольбертом.
К. А. Коровина за мольбертом.

Реминисценции европейского искусства можно увидеть в «балконных» сюжетах, широко распространенных в живописи со времен эпохи Возрождения. Подобные композиции с изображением фигур у окна, на балконе, террасе позволяли К. А. Коровину обратиться к светотеневым эффектам. («Дама у окна», «На террасе. Портрет Б. П. и Н. Н. Вышеславцевых», 1920). Портреты живописца призваны не столько отобразить сходство, сколько передать восприятие художником изображаемого, широкие мазки создают ощущение движения света, портретируемый неотделим от природной среды, запечатленной во всем очаровании изменчивого мгновения.

"Ноктюрн", 1922 г. Холст, масло, 86,5х66,4 см. Частное собрание, Москва.
"Ноктюрн", 1922 г. Холст, масло, 86,5х66,4 см. Частное собрание, Москва.

Натюрморты К. А. Коровина обладают особой красотой и богатством колорита. Букеты и тарелки с плодами, корзины с дарами моря, напоминают голландские натюрморты XVII века, искусством которого художник увлекся 1880-х годах. («Натюрморт с рыбой и лангустинами» 1920-е гг., «Натюрморт с розами, вазой и фруктами», 1921)

Великий живописец К. А. Коровин был певцом природы, человеческих чувств, мастером колорита, цветовых отношений. Он сумел передать в произведениях всю радость и красоту жизни, следуя стремлению создания картин, которые «близки сердцу, на которые отзывается душа». К. А. Коровин сформировал авторский художественный метод, открыв новые возможности реалистического языка, способствуя дальнейшему развитию русского искусства. Константин Коровин – один из самых значительных представителей русского искусства рубежа XIX–XX веков, наряду с Валентином Серовым, Исааком Левитаном и Михаилом Врубелем.

Искусствовед Ксения Гусева