Предыдущая подборка композиций и интересных партий бас-гитаристов в них, в основном касалась блюзовых, прог-роковых команд. И более тяжелые вещи в стиле хард-энд-хэви в тот раз остались за кадром. Однако, зная об огромной армии поклонников данного жанра было бы несправедливым не упомянуть и о героях тяжелого рока.
1.Black Sabbath «N.I.B.».
Без лишних предисловий начну с группы Black Sabbath и их композиции «N.I.B.». Собственно она и начинается с соло на бас-гитаре в исполнении Гизера Батлера, который очень старательно прорисовывает общую тему композиции, на которую словно на контурные карты накладывается вся остальная мощь данного трека. При записи был использован эффект wah-wah, и утверждается, что соло было записано за один раз. Композиция «N.I.B.» вошла в дебютный альбом «Black Sabbath» (1970) и закрывала первую сторону пластинки. Вариантов расшифровки названия этой вещи существует множество, но самая распространённая - «Nativity in Black».
2. Led Zeppelin «The Lemon Song».
Без этой группы никак не обойтись, тем более большое количество читателей в комментариях к предыдущей статьи (Часть1), настоятельно указывали на Led Zeppelin. Воспользуюсь подсказкой читателя под ником ksskss, и предложу к рассмотрению композицию «The Lemon Song». Это третья вещь со второго альбома «Led Zeppelin II» (1969). Вообще это совершенно роскошная вещь, где можно отметить партии всех музыкантов, а по поводу Джон Пол Джонса и его игры на бас-гитаре можно отметить следующее. Его игра здесь, по сравнению со своими коллегами, наиболее сдержанная, но именно он цементирует общий саунд, создавая мощную подложку для отвязных гитарных импровизаций Джимми Пейджа и временами вальяжной, практически в джазовом стиле, игры Джона Бонэма. У композиции нет единого рисунка на всём её протяжении, что даёт возможность Джон Пол Джонсу играть в разном темпе.
3. Grand Funk Railroad «Paranoid».
Немного разбавлю британцев американцами и предложу группу Grand Funk Railroad и их композицию «Paranoid». Это вещь с их второго альбома «Grand Funk» (1969), который также известен под названием «The Red Album». Группа на первых порах работала в формате трио, что никак не говорило о скудности их саунда. Напротив, музыканты создавали плотный саунд, что могло показаться, что музыкантов в группе больше, чем трое. «Paranoid», считаю одной из лучших вещей данной команды, а её название намекает на некоторое сумасшествие. Так и есть, сквозь шумовое загрязнение, создаваемое различными звуками, как то звуки работающего телевизора или радио, шума машин, звуки сирены скорой помощи и т.д. прорываются мощные гитарные риффы Марка Фарнера и тревожный бас Мела Шахера, который заставляет биться сердце чаще. В середине композиции есть небольшой просвет, когда воздух оказывается немного разряженным, и тогда бас-гитара вырисовывает спокойный и даже где-то мелодичный рисунок. Но, в коде композиции всё опять закольцовывается на начало и гитара и бас вновь обрушивают на слушателя всю свою энергию.
4. Aerosmith «Sweet Emotion».
Ещё одна американская группа Aerosmith с песней с альбома 1975 года «Toys in the Attic». Написана она вокалистом группы Стивеном Тайлером и бас-гитаристом Томом Гамильтоном. Было бы странным, если бы Том не оставил себе места в данной вещи, где можно было бы разгуляться на своей бас-гитаре. Так и есть и он берёт быка за рога в дебюте композиции и выдает сорокасекундное соло, которое далее развивается в основную тему. Это был уже третий альбом группы, который и принёс Aerosmith международное признание, в том числе и благодаря песне «Sweet Emotion», которая популярна до сих пор, несмотря на некоторое сходство с известной вещью от "роллингов". А может быть и благодаря этому...
5. Rush «Cygnus X-1 Book II: Hemispheres».
Закончу ещё одним трио, канадской группой Rush, и их эпической 18-ти минутной вещью «Cygnus X-1 Book II: Hemispheres» с альбома 1978 года «Hemispheres», который стал шестым в дискографии группы. Музыку для всех композиций, в том числе и для данной, написали гитарист Алекс Лайфсон и вокалист и мультиинструменталист Гедди Ли, который в том числе играл и басовые партии. Структура композиции, как и у любой сюиты, очень сложна и в чреде различных прогрессий и риффов, Гедди Ли удаётся сохранить общий ритм песни.
Представленные группы вновь не похожи друг на друга, как и в первой части, но все вместе они работали на поляне хард-рока.
С интересом буду ждать мнений читателей и предложений ваших вариантов.
Выражаю благодарность читателям за активность при обсуждении предыдущей части. Поступило много предложений и разных вариантов композиций, на что рассчитываю и в этот раз. Всем спасибо!
Читайте также: