22 декабря.
Самый большой надводный корабль российского флота не забывает напоминать о себе.
Да-да, это тот самый незабвенный самолётонесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - громадина из громадин российских кораблей!
Проект данного класса подразумевает действо, отличное от миссии авианосцев США. Хотя по всем внешним параметрам "Адмирал Кузнецов" является в первую очередь именно "авианосцем". Нашим единственным авианосцем.
"Адмирал Кузнецов" обозначается термином "тяжелый авианесущий крейсер". Его предназначение - защита и поддержка надводных кораблей
, стратегических подводных лодок и самолётов морской авиации.
Основным самолётом крейсера являются машины типа Су-33 , и так де на борту есть вертолёты поддержки Ка-27.
"Адмирал Кузнецов" строился на судоверфи в г.Николаеве начиная с 1982 -го года. Спущен на воду был в декабре 1985 -го года. В середине 1989 -го года корабль был готов на 72%. В эксплуатацию введен 20 января 1991 -го года.
Судно сначала называлось "Рига". Затем в процессе строительства и спуска на воду переименовалось в "Леонид Брежнев". На ходовые испытания корабль вышел под наименованием "Тбилиси". И лишь 4 -го октября 1990 -го года крейсер получил окончательное название "Адмирал Кузнецов".
С тех пор на долю корабля, морского "Адмирала Кузнецова" выпало немало всевозможных приключений.
В 1995-м году крейсер уже официально полностью вступил в строй. Известное дело что тогда творилось в стране в лихие 90-е годы. Найти финансирование на доводку корабля было непросто.
В 1996-м году, крейсер "Адмирал Кузнецов" отплыл на 90-дневный поход в Средиземное море, с самолётами и вертолётами на борту. Корабль во время "обкатки" своих боевых качеств базировался в сирийском порту Тартус.
В жарком климате на корабле вышел из строя испаритель и возникла нехватка воды для экипажа. Потом ещё кое-что "поломалось".
Вернувшись из похода, корабль встал на прикол и на кап.ремонт. Финансирования же для ремонта не было , и весь 1997-й год корабль простоял у причала . Только в следующем году нашлись средства и к октябрю 1998- го года капитальный ремонт на корабле был завершен.
Но затем, целых два года, крейсер всё равно проторчал у причала, прежде чем совершить очередной поход в Средиземное море. Поход в теплые края намечался на 2001 -й год, но был отменён из-за случившейся аварии осенью двухтысячного года на подлодке "Курск".
Крейсер "Адмирал Кузнецов" участвовал в спасательной операции связанной с "Курском".
Только в октябре 2004- го года, крейсер вышел в поход на учения в
Атлантику. Тогда же на этих учениях , с борта корабля упал в море и был потерян один из самолётов при плановых полётах. В начале декабря 2007 -го года корабль совершил второй Сердиземноморский поход. Вернулся на базу он в феврале 2008 -го года.
Третий поход в Средиземное море крейсер совершал с 5 - го декабря 2008 -го года по 2-е марта 2009 -го года.
В январе 2009- го года. крейсер находился на якорной стоянке в море у берегов Турции. На борту его вспыхнул небольшой пожар из-за короткого замыкания электропроводки. был потерян один член экипажа. Следом в феврале .находясь у побережья Ирландии крейсер вел дозаправку и попал в крупный разлив нефти.
Вернувшись в Североморск, крейсер целых полтора года проходил плановый ремонт, после очередного похода.
В декабре 2011- го года, "Адмирал Кузнецов" отплыл в Сирию , где в январе следующего года оказывал поддержку кораблям флота во время их действий в Средиземном море . В феврале следующего года корабль вернулся на базу Северного флота. Но на обратном пути он "потерял" один из двигателей в Бискайском заливе у берегов Испании. Добраться домой в Североморск крейсеру помог буксир.
Пройдя следующий ремонт, крейсер в середине декабря 2013- го года опять отплыл в Средиземное море. Новый 2014-й год команда праздновала у берегов Шотландии, 28 -го февраля корабль видели пришвартовавшимся на Кипре. В мае крейсер вернулся на Северный флот. И приступил к очередному плановому ремонту.
После очередного осмотра корабля, в результате этого похода, было признано, что действие его должно быть ограничено из-а износа многих систем. Техническое состояние авианесущего корабля было признано "удовлетворительным". И в составленном заключении замечалось, что крейсер может оставаться в строю флота до 2030 -го года, как ограниченно годный.
Тем не менее в конце 2016- го года, крейсер ещё раз сумел совершить поход в Сирию, и только в 2017 -м году встал в сухом доке Мурманска на капитальный ремонт и общую модернизацию. Модернизировалась силовая установка и все электронные системы. Работы должны были завершиться в 2021 -м году.
Далее понеслось. По списку - одни "приключения".
30 октября 2018- го года, крейсер " Адмирал Кузнецов" получил значимые повреждения, когда затонул большой плавучий док ПД-50. На взлетную палубу крейсера упал 70-ти тонный кран, оставив пробоину в 19 квадратных метров. Стоимость ремонта повреждения краном - 1 миллион долларов. Кораль отправили на другую верфь и ремонт продолжился.
В декабре 2019 -го года на крейсере вспыхнул во время ремонта большой пожар. Потушить пожар сразу не удалось . Ущерб составил 8 миллионов долларов.
И вот сегодня , 22 декабря 2022 - го года на борту крейсера "Адмирал Кузнецов" опять произошел пожар.
Пожар оказался небольшим, и его вовремя удалось локализовать и потушить. Штатные пожарные системы сработали быстро и качественно. Очаг возгорания образовался на 6 кв.метрах площади в каютах на левом борту. Пострадавших нет. Эвакуировано было порядка двадцати человек из бригад ремонтников.
Крейсер находится в сухом доке на судоремонтном заводе "Звёздочка", в Мурманске. Ремонтные работы продолжаются.
Такие вот приключения с этим авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов". Длина которого составляет 305 метров. Экипаж такого крейсера примерно в 1700 человек.
* * *