- Но надо отдать должное: весь исламский мир сплотился в поддержке сборной Марокко.
- А вот немцы просили организовывать в раздевалке полноценный ужин с сервировкой столов. Причем изначально они хотели, чтобы повар готовил прямо на стадионе, но это было невозможно.
- Тем не менее, свыше 700 тысяч иностранных болельщиков — очень хорошие цифры. Это больше, чем было на мундиале в ЮАР и сопоставимо с чемпионатом мира в России.
Начало — https://dzen.ru/media/id/5b0032779b403c0892ef9894/restoran-v-razdevalke-i-zindan-dlia-narushitelei-alisher-nikimbaev--o-zakulise-chempionata-mira-po-futbolu-v-katare-63a42550687e7c46fcea07b8
— Можно ли считать этот чемпионат мира «домашним» для сборной Марокко с такой серьезной поддержкой? Болели даже Бурак Озчивит и Хабиб Нурмагомедов.
— Все обратили внимание на поддержку именно Марокко лишь потому, что эта сборная выступила наиболее успешно. На самом деле, и за Тунис на матч против Франции собрался болеть полный стадион. Думаю, приехал бы Египет, интерес так же был бы высок, особенно с учетом внушительной диаспоры в Катаре и наличия в команде Салаха. Мог бы получить серьезную поддержку и Алжир. Что уж говорить про сборную Саудовской Аравии.
Но надо отдать должное: весь исламский мир сплотился в поддержке сборной Марокко.
Для марокканцев отчасти этот турнир действительно стал домашним. Начать с того, что Федерация футбола Марокко выбрала местом тренировок стадион клуба «Аль-Духеила», который ранее тренировал главный тренер сборной Валид Реграги. Так что они чувствовали связь с Катаром не только с точки зрения языка. В то же время, никаких привилегий относительно других сборных у Марокко не было.
— Расскажите про японских болельщиков и игроков. Их чистоплотность и культура – притча во языцех.
— Это в японцах заложено на уровне детского воспитания, рефлексов. Наблюдал, как японские журналисты или сотрудники ФИФА, видя пустую бутылку, поднимали ее и несли в урну. Японцы задают новый тренд, но вопрос в том, будет ли он развиваться дальше. Примут ли его в других странах.
— Жаловались на что-то игроки и представители делегаций стран-участниц? Жара, логистика, условия?
— На жару не жаловались. Скорее, наоборот: иногда слишком сильно работали кондиционеры. С логистикой проблем не было, так как чемпионат очень компактный. Все команды жили в одном месте, не переезжали. Исключение составила сборная Германии, база которой была на «крайнем севере» Катара — в Шамале. Им приходилось тратить на дорогу достаточно много времени, поэтому они приезжали в Доху за день до матча.
Кстати, с ними была интересная история. Немцы хотели, чтобы ужин им подавали в раздевалку. В принципе, еда в раздевалке – не новость. Например, марокканцы регулярно заказывали пиццу. Заказ приносили за несколько минут до окончания матча, и футболисты ели после игры.
А вот немцы просили организовывать в раздевалке полноценный ужин с сервировкой столов. Причем изначально они хотели, чтобы повар готовил прямо на стадионе, но это было невозможно.
На ввоз еды из-за пределов стадиона также были определенные ограничения, связанные с контролем качества блюд. Кончилось тем, что повар сборной Германии заказывал еду в местных ресторанах. Кроме того, поскольку непосредственно в раздевалке слишком мало места для столов и стульев, под столовую переоборудовали совмещенное с раздевалкой помещение для разминки, покрытое искусственным газоном. Накрывать столы приходилось оперативно, так как до игры и в перерыве эта площадь использовалась футболистами по назначению. Так что все капризы команд были удовлетворены.
— Некоторые журналисты были недовольны тем, что их не обеспечили бесплатным питанием и даже напитками. Бизнес и ничего личного?
— Про бесплатное питание для журналистов слышу впервые. Был на двух чемпионатах мира – в Германии и ЮАР – не помню, чтобы нас кто-то бесплатно кормил. Бесплатные напитки предоставляются фотографам на поле. Стояли специальные холодильники с указанием, что вода исключительно для фотографов. Иначе воды не напастись. В пресс-центре напитки продавались. Не знаю, насколько организаторы или спонсоры обязаны предоставлять питье журналистам бесплатно, не припомню такого.
— Какие минусы и что реально уникальное и крутое разглядели в прошедшем турнире?
— Минусы, конечно, были. Причем, кому-то один из главных минус может показаться плюсом. С точки зрения сотрудника, с одной стороны, контролировать процессы было проще, с другой – не было и дня отдыха. Нагрузка и напряжение максимальные. Когда нам выдавали форму – два комплекта костюмов и рубашек – мы посчитали, что носить эти два комплекта придется 17 дней, и шутили, что ни одна рубашка не выдержит столько стирки. Что уж говорить о человеческом организме, когда почти каждый день – игровой.
— Сколько иностранных болельщиков посетило чемпионат мира? Сходится ли реальность с ожиданием, или нетолерантные запреты все же повлияли на количество гостей?
— Порядка 800 тысяч обладателей хайя-кард (Fan-ID. — Прим. «Ферганы») въехали в Катар из-за рубежа. Оформили карты еще больше, но не все доехали, в том числе и по личным причинам, знаю таких. Абсолютно не думаю, что каким-то образом повлияли запреты. Скорее, повлияли сбои в системе хайя-кард, которая вначале была не слишком отлажена, не справлялась с обработкой информации. Знаю, что зависли несколько тысяч запросов. Обращались за помощью и ко мне. Решали, хоть и с трудом.
Больше всего приехало граждан Саудовской Аравии и Индии.
Тем не менее, свыше 700 тысяч иностранных болельщиков — очень хорошие цифры. Это больше, чем было на мундиале в ЮАР и сопоставимо с чемпионатом мира в России.
— Поговаривали, что организаторы нанимали фейковых фанатов из числа гастарбайтеров, чтобы заполнить трибуны и создать видимость праздника на улицах. Могло ли такое иметь место? Можете рассказать какие-то подробности? Людям платили или просто попросили «поболеть за билетики»?
— Часть билетов, действительно, раздавали рабочим, которые строили инфраструктуру, однако им никто не приплачивал, чтобы они за кого-то болели. Ближе к середине турнира сотрудникам оргкомитета также выдавали билеты с учетом того, что сотрудник в этот день не работает и не передаст билет третьему лицу.
Неужели те, кто распространяет эти слухи, на самом деле думают, что за Аргентину должны болеть только аргентинцы, а за Германию – немцы? Уже давно победила мультикультурность. Для меня самым ярким примером является вояж «Манчестер Юнайтед» в Малайзию на матч против местной сборной. На заполненном 80-тысячном стадионе «Букит Джалиль» лишь 500 человек пришли поддержать сборную, остальные 79 500 малайзийцев надели футболки МЮ и болели за любимый клуб не из их страны.
Удивляться тому, что бангладешцы в желтых футболках шли болеть за Бразилию, для меня крайне странно.
— Запрет на алкоголь работал или болельщики его употребляли? Были ли какие-то пути обхода запрета для любителей «хорошего настроения»? Встречали пьяных фанатов?
— Запрет на алкоголь действовал исключительно на стадионах и в общественных местах. Наоборот, к чемпионату мира в Катаре был открыт второй магазин алкогольных напитков. Знаю, что у сотрудников ФИФА была возможность покупать спиртное. Пьяных не встречал, может, потому, что работа моя в основном проходила в закрытых зонах, доступных только для сотрудников, игроков и судей. Со зрителями почти не сталкивался.
— Поведение эпатажной хорватской модели Иванны Кнолль, как показалось, не менее провокационная тема, чем алкоголь. Так ли это? Говорили, что на нее писали жалобы, однако те же арабы ее фотографировали.
— Наблюдал за ее похождениями исключительно по соцсетям и публикациям коллег, но внимательно не следил. На это не было времени. Не знал, что происходило на трибунах, но судя по тому, что она благополучно дожила до матча за третье место, ничего с ней не случилось, какими бы провокациями она ни занималась. Никто ее камнями не закидал. В очередной раз проблема была преувеличена.
Окончание— https://dzen.ru/media/id/5b0032779b403c0892ef9894/restoran-v-razdevalke-i-zindan-dlia-narushitelei-alisher-nikimbaev--o-zakulise-chempionata-mira-po-futbolu-v-katare-chast3-63a428f7c61638006910ff8a