Найти тему
История и культура Евразии

Как на Алтае, в конце XVIII века из военно-музыкантской службы возник первый профессиональный музыкальный коллектив региона

В первой половине 60-х годов XVIII века был сформирован Колывано-Воскресенский горный батальон. В его составе «повелено иметь – барабанщиков 4, флейтщиков 4». Позже добавили трубачей. Состоял из трех пехотных и одной конной роты. В каждой роте числилось по 129 военнослужащих, в том числе 2 музыканта. Две пехотные и конная рота в Барнауле, третья пехотная рота – в Змеиногорске.

Музыкантам в ежедневной гарнизонной службе придавалось большое значение. Они присутствовали при всех процедурах дневного распорядка:

  • «развод караулов»,
  • «вынос знамени»,
  • «сбор»,
  • несли караульную службу «при гобвахте и знаменах»

Поэтому одевали их получше обычных солдат. Им полагалось:

  • «шляпы шерстяные с обшивками, епанчи васильковые, кафтаны красные с 25 пуговицами, камзолы зеленые с 16 пуговицами, штаны зеленые, перчатки лосиные, сапоги, башмаки крупноносые по 2 пары, чулков шерстяных и холщевых с носками, по две рубашки, штаны холщевые, штиблеты черные из фламского полотна с особливыми наколенками, темляки черные и т. д.» - Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Л. 20–22

Командиры также старались их приодеть. Так, в 1794 году командир горного батальона И. Терской обратился к начальнику Колывано-Воскресенских заводов Г. С. Качке с рапортом о приобретении для музыкантов здешнего батальона «для лучшего виду и отличности от других» медных плоских пуговиц в количестве 500 штук к «двадцати мундирам и жилетам».

https://en.ppt-online.org/521066
https://en.ppt-online.org/521066

Жизнь у военных музыкантов была не сахар. Вот стандартный жизненный путь:

  • «Барабанщик Федор Яковлевич Черепанов, 43 л., в 1749 году вступил на службу. Сначала служил в Тобольском пехотном полку. В 1765 из оной роты переведен в здешний колывано-воскресенский батальон. Уроженец Тобольска, из солдатских детей. Писать, читать не умеет. В фергерах и криксерехетах не бывал (то есть под следствием и военным судом – прим. В. В.), только в 1770 году, 12 ноября, по приказанию его высокопревосходительства господина генерал поручика Андрея Аврамовича Ирмана за бранные слова прапорщика Ярлыкова жены наказан батогами. По старости жить желает в Барнаульском заводе, а пропитание иметь от кожевенного дела и рыбного промысла.
    О болезнях. Слаб всем корпусом, и потому также в рассуждениях о долговременной службе впредь продолжать безнадежен» -
    Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 46. Л. 10 (об.)–11.

При этом скорее всего аттестат на увольнение был выписан при содействии начальства. Музыканты были ближе к командирам чем другие солдаты. С ними можно свадьбу весело сыграть, а значит на шабашку отправить. Другие солдаты служили до потери пульса, а потом их отправляли в инвалидные команды. А тут увольнение со службы по состоянию здоровья.

Подтверждает близость к начальству наличие у музыкантов инструментов сверх положенного - «четыре скрыпицы и альт виола и на них играть можно».

-3

Музыканты пользовались расположением не только командиров. Но и более высокого начальства. Так, некий капитан А.Курдюмов пишет о купленных им в Санкт-Петербурге инструментах:

  • «флейта одна, гобоев четыре, басонов одна, за оные отдано денег 30 рублей, по приказанию его превосходительства господина Генерал майора и областного правителя Бориса Ивановича Меллера оставлены при нем» - Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Л. 50–50 (об.)

А при самом Меллере упоминаются 11 музыкантов:

  • «находятся при доме Вашего превосходительства в музыкантах» и сверхкомплектные в «музыкантах»

Поэтому военные музыканты кроме положенного по артикулу умели исполнять народные песни, полонезы, контрдансы, менуэты для сопровождения танцевальных номеров на маскарадах, балах.

-4

Профессия военного музыканта пользовалась популярностью. Многие хотели ей обучиться. Так из 220 солдатских детей, обучавшихся в горнозаводской школе:

  • 32 ученика в возрасте от 9 до 15 лет обучались музыке. Из них «пению» обучалось 12 человек, «музыке» – 14 человек, «обучается в барабанах» – 3 человека, «играть на флейте» – 3 человека - Виноградов В. А. Музыкальное образование и просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. С. 178–180.

Начальник Алтайского горного округа Качка сформировал команду "музыкальных наук".

Гавриил Симонович Качка (1739—1818) — крупный горный администратор Российской империи, колыванский губернатор (1796—1798), начальник Алтайского горного округа (1785—1799); тайный советник.
Гавриил Симонович Качка (1739—1818) — крупный горный администратор Российской империи, колыванский губернатор (1796—1798), начальник Алтайского горного округа (1785—1799); тайный советник.

В 1791 году он послал в Санкт-Петербург для обучения инструментальной и вокальной музыке капрала Степана Иванова. Который «показывал в обращении в музыкальных науках успех и при том поведения оставил хорошего».

В 1792 году Иванов вернулся на Алтай. Качка поручил ему закупить новые инструменты, выделил средства и также приказал обучать солдатских детей музыке, отбирая среди них самых талантливых.

С этого времени музыкальная команда горного батальона переросла только военную службу. Она превратилась в первый профессиональный музыкальный коллектив на Алтае. Качку и капрала Степана Иванова можно считать зачинателями европейской музыкальной культуры на Алтае.

Статья подготовлена на основе научной статьи Валерия Аркадьевича Виноградова ВОЕННО-МУЗЫКАНТСКАЯ СЛУЖБА В ВЕДОМСТВЕННОМ БАТАЛЬОНЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.