Найти тему
Шахтёр

Соучастник теневого бизнеса

Рулил я однажды грузопассажирским УАЗиком. Поездки в Горную Шорию были в нём. Малость катался по городу в поисках калыма и редко-редко когда домой возвращался без денег. А обычно пусть не большие деньжата, но на хлеб хватало.

Фото из домашнего архива. 90-е годы. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото из домашнего архива. 90-е годы. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Итак, еду после работы не спеша, высматриваю клиентов. Около городского рынка машет рукой человек довольно крепкого телосложения, по чертам лица – южанин. Останавливаюсь. С характерным акцентом он спрашивает:

– Полчаса есть? Съездить надо в одном место, бочки забрать и домой привезти.

Киваю ему на пассажирское сидение:

– Запрыгивай, поехали.

Он сказал куда ехать, педаль газа в пол и погнали. Приехали в промышленный район, пассажир показывает где свернуть, куда заехать. Зима, стемнело рано, кое-где горят лампочки. Пассажир вышел из машины, попросил задом подъехать к дверям невысокого здания. Подъехал как просил, пассажир ушёл внутрь, сижу жду.

Минут через пять выходит, стучит в дверь:

– Открой грузовой отсек.

У меня привычка – закрывать на ключ двери машины и без надобности не открывать их. Мало ли что? Время не спокойное.

Вышел, открыл, стою наблюдаю. Пассажир со своим земляком погрузили в машину две большие пластиковые бочки, доверху наполненные прозрачной жидкостью. Как бы невзначай спрашиваю у своего клиента:

– Вода что ли?

Клиент соглашается:

– Ага, вода.

Я смеюсь:

– Дома что ли воды нет?

Клиент уточняет:

– Дистиллированная.

Тут я удивился:

– Ого! Куда столько много?

Клиент туманно ответил:

– Надо.

Ну что ж, надо так надо. Пассажир попрощался со своим земляком, тот ушёл обратно в здание, а мы поехали обратно в город. Впрочем, приехали не в центр города, а в частный сектор. Было уже совсем темно, когда мы прибыли по нужному адресу. Нас словно ждали – тут же из дома вышли люди, выгрузили бочки и быстренько их утащили. Клиент со мной расплатился. Отмечу: расплатился очень щедро – теперь хватит не только на хлеб, но и на колбасу с маслом. Спросил меня:

– Дорогу назад найдёшь?

Я кивнул:

– Найду.

И верно – плутать не пришлось, выехал из незнакомого района быстро.

Дня через три вновь проезжаю мимо городского рынка в то же время. Опять тормозит меня тот самый клиент – уроженец юга России. Поздоровались, спрашиваю:

– Опять за бочками?

Он мотает головой:

– Нет, бочки уже увезли. Поехали к дому.

Хорошо, поехали к дому. На сей раз мужики загрузили в машину с десяток увесистых картонных коробок. Грузили быстро, чуть ли не бегом бегали с коробками в руках и обратно. На сей раз уже поехали в город к вокзалу. У киоска клиент выгружает груз, а я начинаю соображать – что-то тут не то. Но на сей раз задавать лишних вопросов не стал. Впрочем, клиент опять щедро расплатился со мной.

Спустя буквально несколько дней снова проезжаю у городского рынка и на том же самом месте снова голосует знакомый клиент. Садится в машину, говорит:

– А я тебя жду. Ты уже знаешь куда ехать.

Честно говоря, я и сам рад, что у меня есть постоянный клиент с хорошими деньгами. Не скупой, на оплату мне грех жаловаться. Клиент уточняет маршрут:

– За бочками.

Я шучу:

– Неужто уже всю воду выпили?

Клиент смеётся:

– Немножко осталось. Ещё надо везти.

Привезли в частный сектор ещё две бочки. Мужики их выгрузили, клиент меня просит:

– Через два дня приезжай сюда так же вечером.

Я соглашаюсь, но предупреждаю:

– Постараюсь приехать, но всяко может случиться. Вдруг машина сломается или ещё чего?

Клиент ничуть не расстроился:

– Сможешь – приезжай.

С машиной было всё нормально, не сломалась и не подвела. Приезжаю к знакомой калитке, распахиваю двери грузового отсека. Мужики вереницей потащили из дома картонные коробки и аккуратно складывают в машину.

Повторюсь: на дворе зима, снега выпало много. Молодой парнишка бежит с последней коробкой, перед самой машиной поскользнулся на тропинке и потерял равновесие. Как ни старался удержать в руках груз, коробка развалилась и в снег полетели... бутылки «Столичной» водки! Видимо, мой клиент был у них старшим. Он рявкнул на молодого по своему, подскочили земляки, наспех собрали коробку, составили в неё выпавшие бутылки.

Теперь уже нет никаких сомнений – я соучаствую в теневом бизнесе. Честно говоря, в душе появился маленький осадочек.

Поехали в город. Спрашиваю клиента:

– В одной бочке – вода. А в другой – спирт?

Клиент подтверждает:

– Да.

Как бы между прочим размышляю:

– Теперь знаю, где не надо покупать водку.

Клиент заявляет:

– У нас тоже есть настоящая водка.

Я в недоумении:

– А как её отличить? Бутылки-то одинаковые.

Клиент мне говорит:

– Я тебе покажу.

Приехали к киоску, коробки выгрузили. Клиент достаёт одну бутылку:

– Смотри.

Донышком с силой прижимает к ладони и крутанул её. Показывает мне руку:

– Видишь, чистая. Это палёная водка. Не покупай её.

Я спрашиваю его:

– А непалёная?

Клиент просит продавщицу дать ему бутылку из ликёро-водочного завода. Снова прижимает донышком к ладони, крутанул и показывает:

– Видишь, тёмный след остался. На заводе бутылки по транспортёрной ленте едут, от резины сажа на стекле остаётся. Вот так проверяй.

За науку – спасибо. А дальше из-за нехватки времени на калым я больше не ездил. Прошло много времени, прежде чем мне вновь удалось вырваться на свободные заработки. Знакомого клиента уже не было. С одной стороны, было жаль – он платил хорошо. Но с другой стороны, не хотелось погружаться в сомнительные делишки.

-3