Найти тему

Сима Суок: муза писателей Олеши, Нарбута, Шкловского, Харджиева

Лилиана Брик считается чуть ли не единственной роковой женщиной сталинской эпохи, но на самом деле она не единственная. Один из самых ярких роковых персонажей - Серафима Суок, прототип девочки Суок из романа Юрия Олеши "Три толстяка".

У Густава Суока, преподавателя музыки из числа австрийских иммигрантов, три дочери. Серафима, или дома Сима, родилась в Одессе в 1902 г. Она была младшей из трех сестер и самой красивой.

Соседка, тетя Софа, языка которой боялся даже бывший милиционер, призналась: "Густаву Австрийскому повезло: все три дочери, Лида, Серафима и Ольга, необыкновенно красивы.

Три сестры с подругой. Слева направо: Сима, подруга Феня, Лидия, Ольга.
Три сестры с подругой. Слева направо: Сима, подруга Феня, Лидия, Ольга.

Воздух в Одессе пах акациями. Двадцатилетний начинающий писатель Юрий Олеша сидел в кафе на Приморском бульваре со своими друзьями Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Семеном Киссельманом.

Внимание всех привлек незнакомец, сидящий за соседним столиком. Черный морской бриз играл с ее темно-каштановыми локонами и оборками легкого платья, обнажая загорелые лодыжки. Голубоглазая девушка была очаровательна, а ее смех был похож на серебряный колокольчик.

Юрий сымпровизировал шутку, от которой вся его компания примирительно засмеялась, и на волне успеха своего остроумия осмелился подойти к девушке и представиться.

-2

"Меня зовут Сима Суок", - весело сказала она, протягивая руку. Он почувствовал прикосновение ее ладони, как удар молнии. Он попросил разрешения сесть рядом с ней, и его друзья тут же присоединились к ним.

Юрия Карловича сразу охватила ревность. Новый знакомый также весело и жизнерадостно улыбался всем. Для него это было началом путешествия в мир, где он стал центром притяжения и "королевой сердец" для писателей и поэтов, которые влюбились в него.

Олеша сразу же захотел отдалить Симу от ее друзей. Они долго гуляли по Одессе, и Юрий впервые поцеловал ее, не в силах оторваться от ее мягких губ и прикосновения к вене на виске, едва пульсирующей под нежной кожей, когда он вдыхал аромат ее волос цвета меда, залитых солнечным светом.

Олеша влюбляется с первого взгляда. Знаменитый бабник, за которого страдала половина Одессы, исчез навсегда. Никто не был для нее важнее, чем Сима Суок.

-3

Каждый день Юра спешил к ней домой, со скудными средствами в руках, с букетом в руке, с сильно бьющимся сердцем. Он завидовал всему - листьям, запутавшимся в его волосах, проходящим мимо незнакомцам, соседям, незнакомым друзьям.

Он был готов исполнить любое ее желание. Но другие пытались сделать то же самое. Дразня своего поклонника, Сима взяла его фотографию из ревности, заметив, как равнодушна к Юрию ее средняя сестра Ольга. Юрий увидел в ее глазах преданность и энтузиазм.

Однажды он приходит на встречу с ключом от квартиры своей отсутствующей тети и смело приглашает ее к себе домой. После личной встречи он просит ее выйти за него замуж. Она смеется: "Какая из меня жена, Юра! Ты настолько плох?"

И она очень хотела создать семью. В том страшном 1919 году ее старшая сестра Ванда умерла от тифа, а мать, казалось, сошла с ума. "Мы должны ехать в Польшу", - говорила она день и ночь. Ее скромный муж, Карл Антонович, не стал спорить. Семья подготовила необходимые документы для отъезда.

В наркотическом припадке любви Юрий автоматически обратился к властям, и его мать, Олимпия Владиславовна, объявила: "Через неделю можешь идти".

Эти слова вывели его из ступора, навеянного воспоминаниями о прошлой ночи с Симой. Она категорически отказалась ехать, и переубедить ее было невозможно. Неделю спустя, стоя перед машиной, которая навсегда увезла его родителей, Юрий едва сдерживал слезы. Мама сказала ему, чтобы он не забывал могилу своей сестры Ванды, обняла его и скрестила руки на груди. Заработал паровоз.

Она вышла в парк и дала волю слезам. Она поклялась вернуться к родителям со своей книгой, успешной и богатой.

На одном литературном обеде к группе подошел пожилой мужчина. По стандартам того времени, любой человек старше тридцати считался придурком. Мужчина представился бухгалтером и большим любителем поэзии. Эдик Дзюбин, печатавшийся под псевдонимом Багрикки, покраснел от удовольствия.

-4

Когда Валя Катаев, потенциальный автор романа "Светит одинокий берег", узнал, что бухгалтер публикуется под псевдонимом "Мак", она предложила им пойти выпить, не скрывая своего намерения выпить за чужой счет. Мак пригласил мальчиков, а они пригласили сестер Суок, Лиду и Симу. О том, что женой Эдика Багрицкого была Лида, и что Юрий жил с Лидой из хулиганских побуждений, не упоминается.

Богач Мак накрыл роскошный стол и подал такие деликатесы, о которых молодые люди и не мечтали, что произвело на Симу большое впечатление.

Бедный Мак весь вечер с любовью смотрел на Симу. Насмешливый Катаев уже давно уверил Олесю, что женщины вообще не способны любить, а Сима тем более... Тогда никто и представить себе не мог, что Мак, "любитель поэзии", будет ухаживать за Симой и делать ей предложение руки и сердца.

Однажды Сима входит в дом Юрия, тихо говорит, что они с Маком официально женаты, целует его в щеку и убегает к законному мужу, который ждет ее на улице.

На срочно созванной встрече друзья обсуждают все возможные способы вернуть беглеца. Через некоторое время Валентин Катаев вернул ее с двумя большими пакетами в руках. В одном лежала одежда, которую купил ее муж, а в другом - еда. Юрий снова поцеловал ветряную мельницу и спросил, нравится ли она ему....

Когда вся группа дружных литераторов во главе с Юрием Олешей и Симой переехала в Харьков, они познакомились с известным и уважаемым тридцатичетырехлетним поэтом Владимиром Нарбутом. Его личность и внешность производили демоническое впечатление на окружающих. Он хромал на правую ногу и потерял правую руку в результате покушения.

Это наложило сильный отпечаток на его поведение, а его близкая дружба с Ахматовой и Гумилевым вызывала неподдельный интерес у окружающих. Он показал Юрию и Симе единственный сохранившийся экземпляр своего поэтического сборника "Аллилуйя" и лукаво засмеялся, рассказывая, как ярко горели запрещенные Синодом экземпляры...

Погруженный в работу, Юрий не заметил, что Нарбут влюбилась в него и сбежала с ним в Москву, не сказав ни слова. Оставив друзей и работу, Юрий спешит за ним. Он часами стоял возле пристройки, где Сима жила со своим новым любовником. Вскоре он женился на Нарбут. Однажды, когда Сима хотел покинуть Нарбут, он пригрозил застрелиться... Но на некоторое время вернулся к Юрию.

"Прости меня, любовь моя", - прошептал он Олесе и крепко обнял ее. Я не могу допустить, чтобы из-за меня произошла трагедия!". Затем она навсегда покинула Олеську.

У нее был невероятный инстинкт самосохранения. Когда ее муж, Владимир Нарбут, был арестован, она пошла на Лубянку, чтобы узнать, что с ним случилось? Нет... Под благовидным предлогом Сима обратилась к своей сестре Лидии, и в результате именно Лидию отправили в лагерь на 19 лет, а Серафима была забыта НКВД.

После разрыва с Симой Юрий несколько дней лежит на смятом диване, не желая жить. В отчаянии Юрий Олеша однажды спрашивает свою среднюю сестру Ольгу Суок: "Ты меня бросишь?".

"Я бы не стала", - ответила она. Через год после расставания с Симой, Олеша ведет Ольгу в ЗАГС. Ольга проявляет себя как заботливая, любящая и верная жена. Она получает статус жены гения, и писатель комментирует ее интеллектуальные способности - когда она говорит, что у нее есть идея, писатель улыбается и язвительно говорит: "И как вы там живете? В пустой и темной комнате?"
Ольга мирилась с этим, но было немыслимо, чтобы она так обращалась с Сима Суок.

Она начала писать рассказ под названием "Три толстяка". О добродушной циркачке и ее двойнике, красивой, но бездушной кукле наследника Тутти. Он писал день и ночь. По мере того как она писала, боль ослабевала.

-5

Когда вечером Ольга Густавовна вошла в кабинет мужа, она осторожно присела на широкую ручку кресла, в котором за письменным столом сидел Юрий Карлович. Ее муж спокойно протянул ей открытую страницу своего дневника.

"И от сестры к сестре жизнь замкнулась в волшебный круг", - прочитала она со слезами на глазах. Затем она осторожно взяла только что вышедшее издание "Трех толстяков" и произнесла последнее предложение рассказа, которое выучила наизусть: "Прости меня, Суонк", что означало "всю мою жизнь".

Ольга всегда помнила: новое посвящение романа "Три толстяка" - "Ольге Густавовне Сванк" - относилось не только к ней. Сама Олеша говорила ей: "Вы - две половинки моей души".

За всю свою жизнь Юрий Олеша не сказал ни одного грубого слова о Серафиме. Свою болезненную привязанность к Симе, которая много раз предавала его, он называет самой прекрасной вещью в своей жизни.

Получается, что в жизни Юрия Олеши женщина - это либо кухарка, либо муза. Повара любят стирать штаны артистов и разделять с ними все тяготы жизни. А музы - музы, как обычно вдохновенные, открыто заявляли о своей неспособности голодать и необходимости есть и хорошо пахнуть, пожимая плечами в ответ на страдания художников.

Этот дуализм воплотился в судьбе Ольги и Серафимы Суок. Первая - жена писателя Юрия Олеши, вторая - его муза. А Симочка снова и снова выходит замуж - за писателя и историка Николая Харджиева, за писателя Виктора Шкловского, делая их и счастливыми, и несчастными...

Книги
3507 интересуются